Олег Смолин: все зависит от того, какие показатели будут портфолио и как они будут учитываться.

Олег Смолин: Формализация внеурочных занятий убьет образование

Зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин для Pravda.Ru прокомментировал решение минобразования ввести новые учебные стандарты.

—Недавно были приняты новые государственные образовательные стандарты для начальной, основной и старшей школы. В стандартах появилось такое любопытное понятие, как внеурочная деятельность с множеством требований сразу по нескольким направлениям. Появилось понятие портфолио для учителей и для детей. А можно ли реально отследить и оценить результаты всей этой самодеятельности? И не помешает формированию хорошего портфолио (а требования к нему строгие) активная внеурочная деятельность?

— Вопрос первый, нужна или не нужна внеурочная деятельность. По моему глубочайшему убеждению, она нужна. Более того, я считаю, что дополнительное образование в школе не менее важно, чем обучение по основным программам. Личный пример — я, например, не все помню, чему я учился по математике и химии, хотя я был золотым медалистом. Но вот шахматы, музыкальное образование и физкультура остались со мной на всю жизнь.

Любовь к поэзии, которая формировалась не только на уроках литературы, но и на литературных вечерах — то же самое. Поэтому внеурочная деятельность, если только ее не формализовать, это, на мой взгляд, плюс. Другое дело, что любая формализация в школе противопоказана. Там, где формализация — там нет образование. Образование — это там, где личность на личность, а не там, где показатель на показатель. Это первое.

Что касается портфолио. Я, с одной стороны, поддерживаю идею о том, что ЕГЭ не может быть единственным показателем при приеме ребенка в ВУЗ, должны учитываться и другие показатели. Но все зависит от того, какие это будут показатели и как они будут учитываться. Например, президент подписал указ о возвращении ГТО. Идея правильная. Но одно дело учитывать результаты ГТО при приеме в физкультурные учебные заведения, военные учебные заведения, силовых структур и некоторые другие, другое дело — учитывать ГТО при приеме в музыкальный или художественный ВУЗ. Это две большие разницы.

Нельзя все делать под одну гребенку. Поэтому внеурочная работа и то, что в некоторых регионах России взялись ее финансировать — это правильно, это шаг в направлении многостороннего развития личности. Но формализация любых показателей, в т. ч. и этих, убьет образование.

Обсудить