Эксперт: В политической жизни Киргизии идет реальная борьба

Эксперт Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Иван Ипполитов для Pravda.Ru прокомментировал недавнюю отставку правительства Киргизии.

— Как вы оцениваете последние события в Киргизии?

— Это обычная политическая жизнь с киргизской спецификой, и подковерная борьба, и закулисные интриги одновременно. В политической жизни Киргизии идет реальная борьба, часть ее находится на поверхности и доступна для обзора интересующимися. Многие связи, пружины и механизмы этого противостояния и взаимодействия действительно находятся в потаенном состоянии.

Что произошло. Во-первых, распалась правящая коалиция в киргизском парламенте. Это произошло уже третий раз с 2010 года, и особой суматохи по этому поводу нет. Президент подписал роспуск правительства, и в течение трех дней начнется формирование новой коалиции. Пройдет переформатирование правительства, и жизнь продолжится дальше.

— Из-за чего все это произошло?

— Видимо, действительно, накопились такие напряжения, именно кулуарные интриги вокруг фигуры главы правительства Жанторо Сатыбалдиева. Он почти полтора года возглавляет правительство страны, что по киргизским меркам довольно много. Это тяжелый, расстрельный пост, на него обращена вся критика.

В частности, представители фракции "Ата Мекен", которая вышла из коалиции, обвиняют Сатыбалдиева в том, что он, как руководитель госдирекции специальной комиссии по восстановлению после известных событий городов Ош и Джалалаад, занимался коррупционными делами. Что он утратил свой авторитет, недостаточно прозрачно и чисто вел эту деятельность. Такие обвинения достаточно типичны для киргизской политической традиции.

Кроме того, приплетает вечный козырь в киргизских политических баталиях — это неспособность Сатыбалдиева принципиально изменить расклад в вопросе с золотым рудником Кумтор. Сейчас доля киргизского правительства составляет половину, 50 процентов акций. Наиболее рьяные активисты Кумтора, поднимающие эту тему, стремятся повысить эту долю еще больше, что является популизмом.

Очень легко таким образом обвалить интерес к проекту иностранных разработчиков "Центерры Голд Инк.", сделав его нерентабельным. В таком случае страна может встать на грань экономической катастрофы. Тем не менее, как политический инструмент тема Кумтора постоянно звучит.

Тема коррупции тоже поднимается. Мы увидели на примере Украины, какое это опасное и подлое оружие политической борьбы. Его, как правило, ничем не доказывают, не аргументируют. Публика охотно верит обвинениям в коррупции. Это беспроигрышная игра.

Беспроигрышный инструмент игры — разработка и раскручивание темы коррупции, в частности, для западных СМИ, для неправительственных структур, которые на коррупции делают игру по "стачиванию" авторитета правительства, по подрыву, по раскачиванию обстановки.

На Украине, как мы знаем, тема коррупции сработала прямо на наших глазах. В Киргизии в какой-то мере обвинения в коррупции тоже были использованы для перемены, переформатирования существующего расклада.

Социал-демократическая партия Киргизии, к которой принадлежат Сатыбалдиев и президент, не сильно переживает на предмет произошедшего. Есть договоренности и обсуждаются кандидатуры на смену Сатыбалдиеву.

Поскольку должность премьера действительно неблагодарная, то в СДПК многие удовлетворены предложением поставить кого-то из "Ата Мекен" на место главы правительства. Передохнуть от критики, поставить других — довольно типичный политический прием. Чего-то такого, потрясающего основы киргизской политики, в произошедшем пока нет.

А что вы думаете о последних новостях о событиях и ситуации в Киргизии?

Последние материалы