Россия работает только с официальными властями и поддержит президента Таджикистана

Андрей Грозин: Таджикистан — страна "бандитских разборок", но Россия поддержит легитимного президента

Попытка переворота в Таджикистане — это наследие гражданской войны начала 90- х годов, сказал в прямом эфире Pravda. Ru Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук.

Тем не менее, пресс-секретарь ОДКБ был прав, когда охарактеризовал мятеж генерала Абдулхалима Назарова как "бандитские разборки", заметил эксперт. И добавил, что они носят межклановый характер.

Назаров — это последний устраненный от власти оппозиционер из тех, против кого воевал нынешний президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

В Таджикистане существует "капитализм малиновых пиджаков", поэтому такие разборки — обычное дело, сказал Андрей Грозин. У многих крупных руководителей сохранились отряды, которые они создали во времена гражданской войны.

Эти отряды номинально интегрированы в государственные силовые структуры, но фактически подчиняются прежним полевым командирам, которым и был Назаров, отсюда и его "десантники". Рахмон позиционирует себя как светский руководитель, и именно поэтому Москва сделала на него ставку и привела к власти.

Однако президент, по мнению эксперта, неумно ведет антиисламисткую борьбу, вызывая недовольство населения перехлестами типа задержания мужчин, имеющих "джихадисткую бороду".

Неудачным шагом было и закрытие умеренной Партии исламского возрождения, а так же политика закрытия медресе, запрещение ношения платков и так далее. Этого население может ему не простить, что приведет к радикализации протестного движения, заметил Андрей Грозин. Таджикистан был создан большевиками, это очень неоднородная страна, где до сих пор, у кого власть — у того и собственность.

Нынешний президент Эмомали Рахмон пришел к власти на поздних этапах борьбы с исламской оппозицией, его избрали, как временную фигуру, но он из марионетки стал уверенным лидером, лавирующим между Западом и Востоком.

Его можно назвать "пророссийским" с той точки зрения, что без России он не удержится у власти, и он это понимает, сказал эксперт Тем не менее, по мнению Андрея Грозина, Рахмон — это не Абдель-Фаттах аль-Сиси и Башар Асад, у него не хватит сил, чтобы полностью "зачистить поле" оппозиции. Но этого и не нужно.

Таджикское сознание сильно травмировано гражданской войны — более 100 тысяч погибших, когда села выжигали, а людей распиливали на лесопилках. Россия работает только с официальными властями, какими бы они не были, поэтому президента Рахмона Россия будет его поддерживать.

Если Рахмон попросит поддержки у ОДКБ по поводу внешней угрозы, то она будет оказана, но лучше ему просить помощи у России, так как в Таджикистане находится российская военная база.

ОДКБ — неповоротливая структура, нужно согласование всех президентов и парламентов стран членов блока для введения войск, заметил Андрей Грозин.