"Молодые партии изменят Хорватию до неузнаваемости"

Оппозиционная "Патриотическая коалиция" победила в Хорватии на парламентских выборах, состоявшихся в минувшее воскресенье. Несмотря на то, что подсчитано только 89% голосов, и результаты считаются предварительными, соперники "патриотов" уже не смогут сравняться с лидерами.

Верно ли мы поняли, что в Хорватии после выборов происходит смена ориентации на правую партию МОСТ? Будет ли от нее зависеть формирование нового правительства? На эти вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Пивоваренко.

Победила коалиция правоцентристской партии во главе с ХДЗ. Разрыв со второй партией составляет три голоса. "Там существует два тренда. Первый — это укрупнение политической жизни в Хорватии. Если на предыдущих выборах партия ХДЗ обычно шла независимо, то на этих она объединила целую коалицию, там восемь партий. Среди них есть и правоцентристские и более радикальные правые партии.

То есть, в одиночку они не смогли набрать достаточного количества голосов, поэтому объединяются со своими союзниками. Это говорит о том, что большие партии сейчас не могут в одиночку сформировать повестку и вынуждены договариваться с малыми движениями", — отметил Александр Пивоваренко в беседе с журналистом Правды.Ру.

Партия МОСТ, сказал эксперт, появилась совсем недавно, в конце 2013-го года. То, что она получает 10-15 мест в парламенте, говорит о том, что хорватское общество заинтересовано в новых людях.

Лидером партии является 35-летний врач-психиатр Божо Петров. Партия позиционирует себя как организация, члены которой до недавнего времени не занимались политикой. Однако это не совсем так — заместитель председателя партии МОСТ до февраля 2015 г. являлся членом партии ХДС. МОСТ является либеральной партией. Основой программы выступают экономические реформы.

Партия выступает за оптимизацию бюджета — сокращение госрасходов (особенно высших государственных служащих), приватизацию государственных предприятий, которые являются нестратегическими. В рамках этого они готовы пойти на умеренную регионализацию страны. Поскольку разрыв между первыми двумя местами минимален, сейчас главная интрига заключается в том, в чью коалицию войдет партия МОСТ.

Представляется, что здесь возможны оба варианта, а решающим фактором станет не близость политических программ, а личные договоренности. Однако вариант, что будет формировать правительство не ХДС, а СДП, вполне возможен. Уже известно, что в коалицию с СДП готова войти партия "Истрийский демократический сабор". Они уже были в коалиции в 2011 году, но на эти выборы пошли раздельно. Если она состоится, то два блока будут иметь равное количество мест", — подчеркнул Александр Пивоваренко.

Еще одно новое и интересное движение в Хорватии — "Живая стена", добавил эксперт. Оно получило от 1 до 3 мест, лидера зовут Иван Синчич, ему 25 лет, и он в конце прошлого года участвовал в президентских выборах в Хорватии, где получил около 15 процентов голосов. "Это достаточно любопытно. Движение "Живая стена" до недавнего времени было внесистемной оппозицией. Они устраивали акции протеста, которые разгоняла полиция. Они делают очень резкие, свойственные молодежи, заявления.

В частности, они заявили, что не будут вступать в коалицию ни с ХДЗ, ни с СДП, потому что обе партии разграбили страну. Это прямым текстом заявлял их лидер. Он это говорил во время президентской кампании, сказал и сейчас. То есть, вот вам тренд — появление новых партий, которые не видят себя на уровне, имеющим отношение к укоренившимся политическим силам, которые пытаются сформировать новую повестку", — добавил Александр Пивоваренко.

Говоря о том, чем живет сейчас Хорватия, эксперт отметил, что важным этапом для нее стали предыдущие президентские выборы, потому что до этого все политические силы в стране действовали в унисон. "Они решали совместные внешнеполитические задачи. Это вступление в Евросоюз и в НАТО. То есть, каким бы ни был состав Хорватского правительства, в 90е годы это была практически однопартийная страна. В последние годы власть стала меняться.

Теперь Хорватия свои внешнеполитические задачи выполнила, причин действовать совместно больше не нет. Соответственно, открылась дорога для реальной внутриполитической конкуренции", — пояснил Александр Пивоваренко для читателей Правды.Ру.

Обсудить