Александр АСМОЛОВ – о том, существует ли "синдромом матерщинника"

В журнале Neuron появился материал о том, что ученым впервые удалось обнаружить набор генов, мутации которых приводят к развитию синдрома Туретта. Другими словами, к расстройству нервной системы. Человек с таким синдромом может непроизвольно выкрикивать нецензурные слова.

Как жить с "синдромом матерщинника"? Мэттью Стейт из университета Калифорнии в Сан-Франциско отмечает, что ему очень часто приходится сталкиваться с отчаянием самих пациентов и их родственников. Дело в том, что нет лекарств для лечения синдрома Туретта и понимания того, почему он возникает.

"Но теперь мы сделали большой шаг вперед благодаря развитию геномных технологий и плодотворному союзу врачей и генетиков", — отметил он.

По словам специалистов, синдром Туретта является одной из самых широко известных, но при этом почти не изученных болезней нервной системы, передающихся генетическим путем. Носители этого синдрома ничем не отличаются от обычных людей в своем поведении и интеллекте. Правда, есть одно "но": люди выкрикивают ругательства - или просто издают странные звуки.

Стейт и его коллеги расшифровали и сравнили ДНК примерно трех сотен "троек" — здоровых родителей и их детей, являющихся носителями синдрома Туретта. Их вывод следующий: около 12% случаев возникновения этой болезни приходится не на "плохую наследственность", а на случайные мутации.

Анализируя эти "опечатки" в генах, ученым удалось выделить четыре участка ДНК, повреждение которых больше всего способствует развитию синдрома Туретта. Все эти гены (WWC1, CELSR3, NIPBL и FN1) связаны с работой памяти, ростом мозга эмбриона и "общением" нейронов между собой.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к психологу, политику, ученому, заведующему кафедры психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова Александру Асмолову.

— Можете дать профессиональную оценку данному научному открытию?

Исследования в области психогенетики — одни из сложнейших и очень широких программ. Что касается данного синдрома — подобного рода результаты воспринимаются мной в журналистской терминологии как "утка". Я могу только с юмором отнестись к данной информации. Ненормативная лексика вследствие мутации того или иного гена — это хорошо подойдет для цирка, но не для науки. В России есть целый ряд серьезных групп, которые работают в русле молекулярной генетики и биоинформатики. Их работы известны во всем мире. Ничего подобного тому, о чем рассказывают в этой публикации в журнале Neuron, в их исследованиях нет.

Кстати, любители сквернословить имеют более высокий IQ, писала ранее "Правда.Ру". Британские ученые провели интересный эксперимент, позволяющий сделать новые выводы о формировании уровня IQ у человека. Они развеяли миф о том, что люди, употребляющие бранные слова, обладают низкими интеллектуальными возможностями. Исследователи предложили двум группам из 50 человек в течение минуты придумать самые разнообразные нецензурные слова или проговорить как можно больше имен животных или названий предметов.

Больше слов было придумано в первой группе, которая "специализировалась" на ругательствах. Психологи Кристин и Тимоти Джей, организаторы эксперимента, отметили, что несмотря на то, что для бранных слов существуют особые ситуации и контексты, люди, их использующие, продемонстрировали более широкий кругозор и степень IQ.

"Мат в театре — это не самоцель, а правда жизни"