Михаил Болгов для Pravda.Ru об изменении климата на планете. Правда.Ру. 2014

Михаил Болгов: Москва-река может выйти из берегов

Тема глобального изменения климата в последний месяц стала как никогда актуальна — последний доклад ООН показал, что изменения идут стремительно. В разных странах опасения вызывают разные природные бедствия. Так, в США вулканологи полагают, что сильное извержение на севере центральной части США в парке Йеллоустоун может привести к сильному похолоданию и вымиранию целых видов животных за счет выброса вулканической пыли. Заместитель директора Института водных проблем РАН, доктор технических наук Михаил Болгов рассказал Pravda.Ru о том, насколько реален климатический апокалипсис на Земле, в частности в России и в ее столице.

— Как вы считаете, может ли Москва-река выйти из берегов как в Лондоне Темза и потопить город?

Москва-река, конечно, может выйти из берегов, и все это зависит от того, сколько снега накопится за зиму в ее бассейне. В 1908 году было историческое наводнение, когда вся Дорогомиловская улица плавала, в интернете можно найти множество фотографий на эту тему. Сейчас, конечно, ситуация немножко другая, но опасность остается, поскольку в зону затопления попадает много опасных объектов, в том числе вентиляционные шахты метро и так далее.

Конечно, риск наводнений сейчас меньше, поскольку система москворецких водохранилищ перехватывает часть стока, аккумулирует его, но если начнется катастрофическое наводнение, то оно будет иметь тяжелые последствия для Москвы. В генеральном плане города Москвы необходимо совершенно четко рассчитать зону затопления в случае наводнения, а вот этого вот пока нет. Поэтому тут апокалипсис будет носить чисто техногенный характер, как в Хабаровске в прошлом году, когда было затоплено все, что построено незаконно. Назвать это апокалипсисом — наверное это неверно, это просто бесхозяйственность.

Читайте также: ООН: Изменения климата коснутся каждого жителя Земли

Что касается вулкана — это, конечно, спекуляции самого разного плана. Когда первые термоядерные испытания делали, тоже ведь народ побаивался, что это приведет к каким-то необратимым последствиям. Понятно, что на уровне расчетов ничего не подтверждается, а в целом, Земля ведь такая штука, малоизученная… Но спрогнозировать в результате одного извержения вулкана глобальный катаклизм — это, по-моему, чересчур.

— Почему в народе так популярны тема конца света?

Я думаю, психическое здоровье населения резко ухудшается, а весной тем более обостряется. Мы же все-таки научные работники, нас интересуют те гипотезы, которые хоть как-то обоснованы, на основе физического мониторинга. Нас, например, сильно волнует проблема изменения климата. В последнее время она стала приобретать апокалиптический характер, говорят, что нагреется атмосфера, что везде будет засуха, холодно там, где были джунгли и, наоборот, лед будет там, где было тепло. Ну, понятно, что эти сценарии даже крайними нельзя назвать, они просто придуманы для того, чтобы показать, что в принципе это возможно — непредсказуемое, тяжелое, ужасное.

Понятно, что такими сценариями мы в народном хозяйстве не пользуемся, но мы вынуждены другие сценарии использовать, которые показывают, что климат разбалансируется, и надо как-то к этому привыкать. Так мы понимаем эту проблему. А что касается того, что возможно все — ну возможно, наверное, все, но в технических и научных задачах мы должны ориентироваться на какие-то более разумные, обоснованные гипотезы.

Обсудить