Николай ГОВОРИН – о том, как обеспечить россиян бесплатными лекарствами

В Минздраве РФ готовится законопроект, согласно которому выписанные медиками лекарства могут стать бесплатными для всех пациентов, а не только для льготников.

Сейчас решается вопрос о модели финансирования этой системы. Пилотный проект будет запущен только в регионах-добровольцах. Его реализация может начаться уже в следующем году.

Кстати, ранее в правительстве заявили, что к концу 2018 года все продаваемые в России лекарства будут иметь государственную маркировку.

Кстати, Совет Федерации предлагает оплачивать редкие лекарства, которые не продаются в России и не имеют отечественных аналогов, за государственный счет, ранее писала "Правда.Ру". По новым поправкам, лекарства будут приобретать для тех, кто получит рецепт на них от врачебного консилиума. Сенаторы считают, что это не ударит по бюджету страны. Так ли это? Сейчас такие препараты россияне покупают самостоятельно или при помощи благотворительных фондов.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием хирургу-трансплантологу, академику РАМН и РАН Сергею Готье. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.

"Правда.Ру" также обратилась за комментарием к заместителю председателя комитета Госдумы по охране здоровья, руководителю Центра мониторинга качества и доступности здравоохранения ОНФ Николаю Говорину.

— Выписанные медиками лекарства могут стать бесплатными для всех пациентов, а не только для льготников. Действительно такое реально осуществить?

— Что очень важно: мы должны сейчас идти по пути решения вопроса о страховании лекарственного обеспечения, чтобы можно было обеспечить граждан — льготников и нельготников.

— Как эта схема будет работать на практике?

— Вы приобретаете в аптеке лекарства, затем приходите в страховую компанию, предоставляете чек, и страховая компания вам компенсирует. Для нашей страны это был бы оптимальный вариант. Мы могли бы выйти из многих коррупционных схем; не было проблем, связанных с разными ценами на одни и те же препараты в разных субъектах Федерации. Сегодня через ФЗ №44 мы покупаем лекарственные препараты где-нибудь в Махачкале по одной цене, в Забайкальском крае — по второй, в Москве — по третьей. И государство несет в целом большой ущерб. Поэтому нужно выбрать стратегический путь, это поддерживает министр здравоохранения. Стратегическая позиция — это постепенный перевод на решение вопроса по лекарственному страхованию.

— Возможно, кто-то пойдет за компенсацией. Но, наверно, многие люди не захотят тратить на это время? Будет ли такая схема удобна для потребителей?

— Кто-то пойдет, кто-то не пойдет; для кого-то и пятьдесят рублей — деньги. Вопрос — о дорогостоящих препаратах. Есть препарат, который стоит тридцать тысяч, пятнадцать тысяч, две тысячи… Но человек не может его приобрести препарат для лечения тяжелого заболевания. Путь решения проблемы — лекарственное обеспечение через страхование. Мы это обсуждали на круглом столе, который был посвящен этой теме. Это очень важная позиция, сейчас она прорабатывается — в том числе в Министерстве здравоохранения. То, о чем говорите вы, — это тоже позитивный шаг в плане лучшего обеспечения лекарственными препаратами не только льготной категории населения, но и нельготников.

— Если врач выписал лекарство, оно для пациента будет бесплатным?

— Да, нужно, чтобы врач обязательно выписал. То, что это должно контролироваться рецептурной выпиской — это одно из обязательных условий.

— Когда этот проект начнет действовать на практике — наряду со страхованием лекарственного обеспечения?

— Конечно. Это бесплатно, это и есть страхование рисков. Если пилотный проект сейчас заработает, то где-то осенью можно будет подвести итоги. Может быть, с 2018 года будет реально это постепенно запускать. Очень важным является тот факт, что подобного рода решения реализуются через пилотные проекты. Это делается для того, чтобы мы могли просчитать на отдельных экспериментальных площадках все риски. Идея хорошая, закон может быть принят неплохой, но каково будет его законоприменение — это одна из вечных проблем в нашем законодательстве. Законы порой бывают очень неплохими, но в реальной жизни они реализуются не совсем эффективно, потому что сама законоприменительная практика имеет какие-то изъяны. Когда мы имеем пилотные проекты, тогда оттачиваем именно законоприменительную практику. Изначально эти проекты работают достаточно успешно.

— В каких регионах, действуют пилотные проекты по совершенствованию лекарственного обеспечения, в каких планируется их запустить?

— Я говорю о концептуальных пилотных проектах. Они идут и по другим направлениям — и по лекарствам, и по диагностике, и по новой концепции организации помощи. Сейчас прорабатывается пилотный проект в части обеспечения больных, перенесших высокотехнологичные операции на коронарных сосудах: мы будем давать больным после этих операций бесплатные лекарства. Есть пилотный проект по выделению препаратов по рецептам — для лечения гипертонической болезни. В субъекте, где был проект, это привело к существенному уменьшению финансовых затрат на лечение больных с инсультами.

— Планируется распространить такую практику по всей России?

— Да, это и есть профилактическая медицина. Мы проводим профилактику инсультов, а лечение инсультов — представьте, сколько стоит государству, какое качество жизни больного. Причина инсульта — то, что люди себе зачастую не могут позволить прием современных, порой дорогих лекарственных препаратов. Если мы обеспечим граждан такими препаратами, мы сохраним колоссальную сумму денег — в результате того, что количество инсультных больных будет снижаться.