Источник Правда.Ру

"Нарезка" одномандатных округов отвечает реалиями российской политики - эксперт

Политики и эксперты комментируют схему "нарезки" одномандатных округов, предложенную на заседании Центризбиркома РФ 2 сентября.

Вот что по этому поводу заявил "Правде.Ру" директор по исследования фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" (ИСЭПИ) Александр Пожалов:

- Этот принцип уже встречался, еще на выборах в 2003 году. Другое дело, что тогда он не носил массовый характер.

Но, допустим, в Пензенской области такой опыт уже был. Город Пенза был разделен поровну на два округа, в которых одновременно находились и сельские территории. То есть, этот опыт не является абсолютной новинкой.

В таком подходе в применении единой модели для большинства территорий есть своя логика. В последние годы федеральная власть, администрация президента уделяет особое внимание обеспечению конкурентности и легитимности избирательного процесса на всех уровнях. От того, как будут нарезаны округа на одномандатных выборах в определенной степени зависит, насколько конкурентными и легитимными в восприятии избирателей буду выборы по округам.

Такая смешанная модель "нарезки", на мой взгляд, уравнивает стартовые шансы как правящей партии, так и кандидатов от других политических сил. Она минимизирует число случаев, когда тот или иной округ заранее, априори будет гарантирован той или иной политической силе. 

При прошлом подходе к "нарезке", когда в целом ряде субъектов существовали отдельные, преимущественно сельские округа, именно эти сельские округа и были по факту, изначально гарантированы для победы кандидатов от "Единой России".

Связано это с тем, что сельское население особенно активно в последние годы голосует за партию власти, показывает высокую явку на выборах. Было понятно, что большинству других политических сил, включая, кстати, и КПРФ, в этих сельских округах даже не было бы смысла вести предвыборную кампанию.

А при новом подходе к "нарезке" получается так, что практически в каждом округе, в каждом регионе, кандидатам как от правящей партии, так и от оппозиции придется вести кампании по всему типу территории. И на территории мегаполиса, на территории областного центра, и в малых и средних городах региона, и непосредственно на селе. 

Мне кажется, что стартовые возможности кандидатов и политических сил уравниваются, на старте кампании ни один из кандидатов не получает какого-то безоговорочного, гарантированного преимущества над другими. Вторая причина, почему эта "нарезка" выравнивает стартовые возможности для конкуренции, связана с тем, что при такой смешанной модели округа оказываются примерно сопоставимыми по площади.

Это значит, что всем кандидатам в любом из округов придется затратить примерно сопоставимое количество ресурсов, посетить сопоставимое количество территорий, провести сопоставимое количество встреч с избирателями на разных территориях. 

Тогда как при прошлом подходе, когда существовало четкое разделение на сельские и городские округа, во многих случаях площадь сельских округов в десятки раз превышала площадь городского округа. И понятно, что кандидату объехать сельский округ гораздо тяжелее, сложнее и гораздо дороже, с учетом площади некоторых субъектов нашей федерации, чем провести дворовую кампанию в городах, на части территории города. 

Такой подход к "нарезке" оптимален. Он не является конъюнктурным, "нарезка" утверждается на десять лет. То есть, ней пройдут выборы не только 2016 года, но и 2022-го. Это стратегический подход к формированию одномандатных округов. Он отвечает реалиям региональной политики, тому многообразию территорий регионов, которые имеют место у нас в каждом субъекте Федерации.

А это мнение лидера партии "Коммунисты России" Максима Сурайкина, высказанное им в беседе с PolitOnline.ru:

- Реализована идея, которую в свое время высказывали наши ветераны (они были основателями КПРФ, потом оттуда ушли, сейчас ветераны нашей партии "Коммунисты России") - "нарезка" округов должна исходить из того, что чтобы были соблюдены интересы и городских округов, и сельских поселений. В противном случае нарушается баланс интересов, нарушается возможность для кандидатов, которые баллотируются по этим округам, равноценно отстаивать интересы избирателей. 

В нынешней "нарезке" эта идея реализована. Это наиболее оптимальная схема по сравнению с тем, что ранее существовала и предлагалась. Мы искренне надеемся, что это положительно повлияет на избирательную кампанию в одномандатных округах.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Россия готова зайти "максимально далеко" в диалоге с Японией
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Турция двинется от США, но не к России
Референдум в Донбассе - многоходовочка или "слив"?
Началось: Армения пошла по пути Украины
На кого работает Уильям Браудер
Дело Браудера может утопить Хиллари Клинтон
Дело Браудера может утопить Хиллари Клинтон
Смертник пытался взорвать беглого вице-президента Афганистана
Готова ли Россия к выходу Армении из ЕАЭС и ОДКБ?
Друзы Израиля возмущены законом о еврейском характере государства
Готова ли Россия к выходу Армении из ЕАЭС и ОДКБ?
Готова ли Россия к выходу Армении из ЕАЭС и ОДКБ?
Готова ли Россия к выходу Армении из ЕАЭС и ОДКБ?
Готова ли Россия к выходу Армении из ЕАЭС и ОДКБ?

О новом мировом порядке пока не говорят. Но о том, что новой Европе нужна новая система безопасности, речь идет уже давно. Теперь она начинает складываться. Насколько все-таки реальна и безопасна эта система? А точнее, сразу две системы? Об этом "Правде.Ру" рассказал директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

Новый мировой порядок Европы - вызов России