Михаил Воейков: Авиационные разработки в России есть, но нет финансирования

Общественная палата РФ обсуждает возможности перехода российских авиакомпаний на закупку отечественных самолетов. Такое предложение выдвинул 5 августа первый заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб в свете ввода санкций против российского лоукостера Добролет, который был вынужден прекратить полеты посте того, как Евросоюз аннулировал договоры лизинга, техобслуживания и страхования самолетов, а также предоставления аэронавигационной информации. О том, какие имются пути выхода из сложившейся ситуации Pravda.Ru рассказал заведующий сектором политической экономии Центра методологических и историко-экономических исследований института экономики РАН Михаил Воейков.

— Сейчас санкции коснулись только "Добролета", но похоже Евросоюзу ничего не стоит аннулировать договоры лизинга и с другими российскими компаниями. На чем мы тогда будем летать, если у нас большинство самолетов иностранные?

— У России есть свои самолеты. В свое время мы летали только на своих самолетах и наша авиационная промышленность была сильной. Иностранная чуть лучше и чуть дешевле, хотя надежность их самолетов и ненамного выше, а может быть даже и ниже, чем у российской авиации.

Конечно, какое-то время будет трудно. Этот период будет длиться год-полтора, а может быть и два. Но отечественная авиационная промышленность при господдержке и специальном финансировании может выйти на мировой уровень, как это было в Советском Союзе.

С авиацией у нас нет проблем. У нас большие проблемы со станкостроением и приборостроением. Вот это действительно проблемные сферы. Авиационную промышленность, в отличии от этих областей мы не потеряли целиком.

Какие-то трудности будут, но трудности всегда есть в жизни, без этого не бывает. Просто надо делать все продуманно, постепенно, а не ломать через колено.

Может быть, это даст импульс для развития нашей отечественной авиационной промышленности, а потом и промышленности в целом.

То есть можно возродить сборку старых моделей, которые летали во времена СССР? Или проще запустить новые, только с родными комплектующими, чтобы не зависеть от закупок за рубежом, как случилось с "Суперджетом"?

— В России есть новые разработки, но они не внедряются. Вот, кстати говоря, я сейчас недалеко от города Жуковского я нахожусь, это авиационная столица России, там работает научно-исследовательский институт ЦАГИ, они занимаются такими разработками.

Их просто не спешат внедрять, потому что нет финансирования. Потому что при надлежащем финансировании и организации работ эту проблему вполне можно решить. И надо помнить, что потенциал у нас есть, и очень большой. Отечественная авиационная промышленность вполне справится с такой задачей.

— Какие надо принять решения для возрождения российского авиапрома? Какие первоочередные меры нужны, расскажите читателям Pravda.Ru?

— Сначала нужно собрать специалистов, пригласить их на заседание правительства, чтобы они объяснили, что нужно сделать в первую очередь.

Ведь в российском правительстве почти нет специалистов по авиационной промышленности. Вот пусть решают специалисты, а государство должно выделять на это деньги.

Нужно, наверное, поменьше средств выделять на какие-то спортивные мероприятия, а побольше на развитие авиационной промышленности.

— Пока мы будем поднимать свой авиапром, как вы считаете, в каких странах, кроме Евросоюза еще можно закупать самолеты? И стоит ли это делать?

— Я думаю, что таких стран немного. Даже там, где производятся самолеты, допустим, в Китае, просто делается калька с западных самолетов. Закупка авиации в третьих странах не решит проблем.

Обсудить