"АвтоВАЗу" грозит штраф за необоснованное повышение цен

Российскому автогиганту "АвтоВАЗ" грозит огромный штраф за 1,5-процентное повышение цен на автомобили. Заводу придется его заплатить, если федеральная антимонопольная служба (ФАС) сможет доказать необоснованность запланированного удорожания.

"АвтоВАЗ" в разгар финансового кризиса и тотального падения спроса на автомобили повысил цены на машины Lada на 1,5 процента. Это уже второе повышение цен волжским заводом с начала года. 26 января отпускные цены были также подняты на 1,5 процента. Президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин в марте заявлял, что повышение цен на продукцию компании в 2009 году составит 9 процентов. Это более чем в два раза превышает рост в 2008 году, за который автомобили "АвтоВАЗа" подорожали на 4,3 процента.

Читайте также: "АвтоВАЗ" попросил у государства 26 миллиардов

В итоге ценовой политикой предприятия заинтересовалась ФАС. Ведомство проводит проверку по факту повышения цен на Lada в январе, рассказал Bigness.ru начальник управления ФАС по контролю и надзору в промышленности Алексей Ульянов. Новое повышение цен, по факту которого также будет проведена проверка, безусловно, станет еще одним аргументом службы.

Антимонопольное ведомство заметило, что модели волжского завода подорожали сильнее, чем автомобили других российских производителей. В настоящее время ФАС изучает позиции Lada на рынке бюджетных автомобилей класса "B", коему относятся большинство моделей из продуктовой линейки "АвтоВАЗа". Представители ФАС не уточняют, когда будут готовы результаты проверки. Повышение цен на автомобили со стороны выглядит необоснованным. Ведь "АвтоВАЗ" – "исконно" российский производитель, его производство почти полностью локализовано, и не должно страдать от девальвации рубля.

Bigness.ru решил выяснить, были ли основания у "АвтоВАЗа" повышать цену на свою продукцию, и расспросил об этом экспертов.

Логику "АвтоВАЗа" понять трудно, признался аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. "В условиях падающих продаж поднимать цены - не совсем логично", - говорит он. По его словам, руководство "АвтоВАЗа" пользуется результатами повышения пошлин на подержанные иномарки, которые составляли серьезную конкуренцию отечественным автомобилям. Импорт автомашин с пробегом к сегодняшнему дню резко сократился, а стоимость их возросла.

Но желание воспользоваться этой ситуацией таким образом, по мнению Пака, нелогично. В нынешних условиях у компании все-таки есть возможность снизить цены автомобилей. Ведь из-за кризиса в России, во-первых, сильно упали цены на сталь (порядка 60 процентов), во-вторых, упали цены на пластик, то есть на пластмассовые комплектующие, которые используются при производстве. Более того, как рассказал аналитик ИФК "Метрополь", скорей всего, в ближайшее время "АвтоВАЗ" предпримет сокращение персонала, что также позволит дополнительно сократить издержки. И это без учета того факта, что, по признанию самих руководителей завода, у "АвтоВАЗа" норма прибыли с одного автомобиля одна из самых высоких в мире.

Обсудить