Не рубите, мужики, не рубите!

В криминальной сводке Псковской области незаконная вырубка леса, встречается почти также часто, как изъятие наркотиков и кражи. Учитывая масштаб лесных угодий (общий запас древесины в лесах области более 170 млн. куб. м) это случаи мелкие, как сотая доля грамма героина в кармане наркомана, или полпенсии старушки — трофей карманника. И хотя из этих мелких порубок можно сложить мировую поленницу, гоняться по лесам за одинокими мужиками с топорами пользы мало.

Какой процент от общей массы заготавливаемой в России древесины "черный"? — 20-30% - хорошо работают одинокие лесорубы! Я конечно все понимаю, — "привыкли руки к топорам", но какие это руки и какие топоры, что могут в частном порядке вырубать такие объемы?!

Придется признать, что основной процент незаконной вырубки приходится на долю тех, кто рубит не топорами и не в одиночку, — то есть компаний, напрямую причастных к лесозаготовке. Причины найти несложно, компания старается извлечь максимальную прибыль любыми доступными средствами. Кто виноват — понятно. Что делать?

Новые источники энергии, схватившись за голову, ищут все ученые мира.
Ну а пока "лес рубят — щепки летят". Наконец-то эти щепки стали лететь в топки котельных, а не гореть вольным костром на свежем воздухе или гнить в канаве. В Псковской области идет активное внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ, щепа, стружки, опилки и кора идут в дело, полноценно заменяя более дорогие виды топлива. Отходы превращаются в доходы.

По поводу отходов и доходов небольшое отступление от темы. В 80-х — начале 90-х на севере в городах, обеспечивающих нефтедобычу страны, началось активное строительство. Объемы разведанных месторождений обещали стране сладкое будущее и вахтовый метод (люди приезжали с "большой земли" на вахту 15-30 дней, отработав, возвращались домой) меняли на постоянный. Строили целые города, с авральной скоростью. Тут уж от тайги щепки и полетели — доски, сваи, шпалы, стройкам до зарезу нужны. Приехал по делам в те места японец один, увидел те щепки и аж затрясся "Продайте!!!". Посмеялись над ним, а договор на поставку этого "мусора" все же заключили, деньги предложены были немалые. Прошло некоторое время. Снова этот японец приехал, а в подарок одному начальнику, с которым договор на поставку "мусора" заключил, шикарный костюм привез. Ему отвечают — взяток не берем. А он говорит, не взятка это, а наглядное пособие — я эти костюмы из ваших стружек да опилок делаю.

Это к тому, что из дерева не только дрова, но и много других приятных вещей делать можно.

А теперь вернемся к теме, вернее к проблеме — как не оказаться в пустыне, не меняя места жительства? Как известно, и что подтверждает вышеупомянутая история, мозги и природные богатства нашей страны принято вывозить за ее территорию. Говорят, там платят деньгами другого цвета. Правда, в последнее время, на крупных западных рынках поставщикам выдвинуты не только качественные, но и экологические требования. Назойливые борцы за будущее планеты навязали производителям критерии, по которым деревянные товары принято изготавливать из древесины, выращенной в лесах с устойчивым ведением лесного хозяйства, которое обеспечивает достаточное воспроизводство.

Другими словами, мало вывезти лес на запад, нужно еще доказать, что ты его вырастил, а на месте вырубки посадил новый, и не меньше.

И вообще всякая крупная компания старается обезопасить себя от нелегальных поставок. Любят себя капиталисты очень или потерять лицензию бояться — этого я не знаю, но понятие "халява" у них не приживается. Мало того, они уже и на нашей территории создают системы отслеживания происхождения древесины. Но, повторюсь, речь идет о китах бизнеса, которые работают крупно и дорожат своим реноме.

Что же касается какой-нибудь фабрики по изготовлению зубочисток, и других жизненно необходимых вещей, то отследить локальные партии на такие производства гораздо сложней. И напрашивается парадоксальный вывод. Сохранить лес смогут только крупные лесозаготовители. Арендуя лес, вместе с участком они получают особые условия, в которых прописаны охрана и восстановление лесного фонда. На эти цели тратятся не малые деньги, которые в любом другом случае никто бы тратить не стал. Хотя, любой здравомыслящий арендатор не сочтет подобные условия бременем, выращивая лес, он обеспечивает свой завтрашний день, аренда ведь долгосрочная. Вырубать все на корню за короткое время арендатору будет просто невыгодно. К тому же это повлечет за собой потерю лицензии, и пойдут все вложения прахом.

Теперь вопрос, кто пойдет с топором в лес, владелец которого тратит на его содержание немалые деньги, причем собственные. Там ведь и сторожа с "солеными" ружьями ждать могут.

Экономическая ситуация в России улучшается. Надеюсь, что по пути к цивилизованному рынку, компании стремящиеся получить максимальную прибыль любыми средствами, вымрут как динозавры. А пока "черный" лес составляет 20-30% рынка, и в криминальной сводке Псковской области незаконная вырубка леса встречается почти также часто, как банальная кража.

Сергей Лащенко,
Псковское агентство информации

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру