Б/у трубы заполонили ТЭК и ЖКХ

Прошло почти три года с тех пор, как премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился запретить применение бывших в употреблении труб в ЖКХ и строительстве, а воз и ныне там.

Соответствующие поправки в законы давно готовы, но нынешний состав Госдумы так и не довел дело до конца. Между тем объем рынка б/у труб в России оценивается в 700 тысяч тонн в год, а это тысячи потенциальных аварий на трубопроводах, многомиллиардный ущерб для экономики и огромный коррупционный ресурс.

Эксперты указывают на то, что ни в одном документе разрешения на применение б/у труб в ЖКХ и строительстве нет, и здравый смысл подсказывает, что это должно трактоваться участниками рынка как запрет. На деле же несовершенность закона выворачивается недобросовестными компаниями в свою пользу: что не запрещено, то разрешено. Ими движет жажда наживы (б/у трубы дешевле новых в среднем в три раза), и никакая угроза техногенных катастроф, экологии и здоровью людей их не остановит. Не говоря уже о том, что затраты на очередную перекладку старых труб в коммунальном хозяйстве способствуют, в конечном счете, росту и без того нескромных тарифов.

В Санкт-Петербурге до сих пор вспоминают громкий коррупционный скандал 2012 года, когда в городских теплосетях в течение полугода произошло сразу несколько десятков крупных аварий. Следователи обратили внимание на то, что карта ремонтов теплотрасс совпадает со схемой прорывов труб, а затем установили, что под видом новых в землю были закопаны трубы, бывшие в употреблении. При этом использовались поддельные сертификаты качества. По такой схеме в Северной столице было смонтировано более 600 км б/у труб, ущерб составил 3,2 млрд рублей. Через год подобный скандал случился в Воронеже — при строительстве канализационного коллектора, по версии следствия, было украдено 35 млн. рублей: вместо новых труб там также установили бывшие в употреблении. Отслужившую свое трубу по документам проводили как новую, подделав сертификаты.

Парадокс, но государство продолжает вкладывать огромные бюджетные средства в модернизацию ЖКХ, а состояние трубопроводного хозяйства только ухудшается. И не в последнюю очередь из-за применения б/у труб. Специалисты отмечают, что, как правило, при ремонте и реконструкции тепловых сетей и магистральных водопроводов в ход идут трубы большого диаметра (ТБД), прежде служившие "Газпрому" или "Транснефти", которые в рамках обновления нефте- и газопроводов меняют примерно по 400 тысяч тонн труб ежегодно. Их выкапывают, наскоро придают товарный вид, ставят клеймо авторитетного производителя ТБД и снова продают. В системе российского ЖКХ укладывается нескольких тысяч километров б/у труб каждый год.

Бывшие в употреблении трубы применяются и при прокладке магистральных трубопроводов в нефтегазовом комплексе страны. Среди последних скандалов: строительство нефтебазы в порту Усть-Луга, когда вместо указанных в контракте новых ТБД была использована "трубная продукция ненадлежащего качества", на которую ставилось клеймо крупного трубопрокатного завода. Следствие установило, что участники аферы скупили около сотни сертификатов этого предприятия на новые трубы 2010-2011 гг выпуска, которые давно ушли на другие стройки. Ущерб оценен в 3,16 млрд. рублей.

При строительстве Имеретинского порта в Сочи под видом новых в воду также погружались б/у трубы. В декабре 2009 этот порт разрушился: погибли люди, был причинен значительный материальный ущерб. Чуть позже история повторилась с глубоководным портом Сабетта на Ямале, создаваемом для перевалки за рубеж сжиженного газа. Проектировщики предлагали сэкономить за счет использования б/у труб в качестве свай, не задумываясь, будут ли они целы через несколько летв условиях агрессивного арктического климата.

Все эти потенциально коррупционные проекты схожи в том, что поставка и монтаж труб, не соответствующих ГОСТу, проходят через фирмы-однодневки, подконтрольные авторам аферы. Поэтому привлечь к ответственности истинных бенефициаров "серых" схем зачастую невозможно. Сегодня в России более 150 предприятий проводят "реставрацию БУТ", и спрос на эту продукцию огромен.

Среди лидеров этого рынка эксперты выделяют подмосковный"Изоляционный трубный завод" (ИТЗ), специализирующийся на нанесении практически всех видов изоляции на стальные трубы различных диаметров, в том числе ТБД. Среди клиентов завода такие крупные компании как"Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Транснефть".Не так давно ИТЗ был структурно объединен с вновь построенным Загорским трубным заводом (ЗТЗ) с целью создания единого комплекса по производству и изоляции ТБД для ТЭК и ЖКХ проектной мощностью до 500 тыс. тонн готовой продукции в год. В новый цех по производству ТБД было вложено более 7,5 млрд рублей, а возглавил его сын президента ИТЗ Галялхака Сафина Денис. Правда, проблемы у ЗТЗ возникли практически сразу после рождения. Заводу не удалось войти в реестр поставщиков "Газпрома", закупки которого составляют две трети от потребления ТБД в РФ, из-за возникших вопросов к качеству и свойствам трубы. На сегодняшний день новое производство не имеет действительных аттестаций и утвержденных газовым концерном техусловий ни по одному виду трубной продукции.

Специалисты отмечают: прорыв только одной б/у трубы ведет к выходу из строя всей трубопроводной магистрали."Средний безаварийный срок службы бывшей в употреблении трубы составляет менее трех лет, — отмечает руководитель Центра химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов. — То есть по факту, если б/у труба все-таки использована при монтаже водопровода или канализации, авария может произойти в любой момент в течение этих трех лет". Но чтобы проверить надежность трубы, ее, так или иначе, придется "эксгумировать", либо ждать прорыва — под землей неликвидную продукцию не видно.

В настоящее время общая протяженность магистральных и промысловых трубопроводов, находящихся на балансе крупнейших нефтегазовых компаний составляет около 226 тыс. км, из них около 60 тыс. км газопроводов и нефтепроводов (около 26,5%) возрастом более 30 лет. То есть в ближайшие годы объемы выводимых из эксплуатации труб существенно увеличатся, и практически все "неправильные" трубы уйдут на "серый" рынок.

Эксперты сходятся во мнении о том, что применение б/у труб необходимо запретить на законодательном уровне. И хотя к проблеме использования старых труб вместо новых уже не первый год приковано внимание правительства, а премьер-министр дал все необходимые поручения по запрету б/у труб, нынешний состав Госдумы с этой задачей не справился. Это тем более удивительно, что поправки в соответствующие законопроекты уже прошли первое чтение. И если депутаты нового созыва не доведут это дело до конца, в ближайшем будущем нас ждет рост техногенных катастроф, а с ним и увеличение ущерба экономике и здоровью людей.

Обсудить