ФАС назвала причины высоких цен на продукты

По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, общие наценки на товары, представленные на прилавках торговых сетей, составляют от 20 до 60 процентов.

ФАС изучила практику осуществления расчетов торговых сетей с поставщиками молочных, кисло-молочных продуктов, хлебобулочных изделий, мяса, колбасы, рыбы, бакалеи, а также соков и напитков на примере рынка Санкт-Петербурга.

Читайте также: Россияне стали меньше есть

В торговых сетях "Пятерочка" (ОАО "Агроторг"), О'Кей (ООО "О'КЕЙ"), "Дикси" (ЗАО "Дикси-Петербург"), "Лента" (ООО "Лента), занимающих 60 процентов рынка продуктовой розницы северной столицы, было проанализировано не менее 40 договоров с поставщиками и были сделаны запросы еще 16 поставщикам. ФАС проанализировала договорную практику торговых сетей с производителями и поставщиками товаров с 2005 года по 1-е полугодие 2008 года.

Служба сделал вывод, что розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибуции товара (наценки производителя, наценка дистрибьютора, торговая наценка розничной сети). Конечная цена товара учитывает также расходы поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами торговым сетям, затратами на предоставление товарного кредита торговым сетям (отсрочки платежей).

Доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40 процентов от объемов поставляемых в сеть товаров.

Сотрудники ФАС уверены, что дискриминационные условия закладываются в большинство договоров с поставщиками. Все торговые сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия, способных повлиять на уровень конкуренции на изучаемом рынке: финансовый (бонусы/премии, плата за маркетинговые услуги, штрафы, гарантированная маржа) и административный, включающий в себя действия, нивелирующие риски для сетей (возврат нереализованного товара, и т.д.).

ФАС считает, что получила дополнительные доказательства, свидетельствующие о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольственные товары. "Таким образом, если поставщики товара осуществляют свою коммерческую деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций, происходит перекредитование поставщиками торговых сетей", - заключает служба.

Обсудить