Источник Правда.Ру

Кризис кончился: россияне начали пить и развлекаться

Данные исследования, проведенного компанией Initiative, свидетельствуют о том, что россияне стали реже экономить на продуктах питания, алкогольных напитках и досуге.

Такое явление специалисты называют антикризисной тенденцией: обеспокоенность ситуацией в экономике выражают только 28% россиян — на 11 процентных пунктов меньше, чем годом ранее, пишут "Известия".

По оценке Initiative (на основе данных ADV Brand Heat Index), в декабре прошлого года на продуктах питания экономили 45% россиян (49% годом ранее), на досуге — 44% (47% годом ранее), на алкогольных напитках, кроме пива, — 43% (47% годом ранее). Эти товарные категории эксперты оценивают как восстанавливающиеся в продажах до докризисного уровня.

Увеличили экономию россияне только на лекарствах, говорится в материалах исследования: доля покупающих препараты подешевле за год выросла с 32 до 34%. В Initiative предполагают, что "возможная причина роста экономии — переключение на отечественные, более дешевые препараты".

В большинстве товарных категорий россияне оказались так же бережливы, как и год назад: колебания показателей экономии не превысили 2 процентных пунктов. К таким стабильным категориям относятся питание вне дома, косметика, пиво, бытовая химия, безалкогольные напитки, товары для детей, автомобильное топливо, связь и интернет.

Это говорит о том, что россияне адаптировались к кризису, их расходы постепенно возвращаются к докризисному уровню. "Однако наши граждане всё еще остаются чувствительны к изменению цен, и доля готовых платить больше за качество еще сокращается", — отметила гендиректор Initiative Анна Мазурина.

Эксперты зафиксировали и незначительный "рост уровня оптимизма" у российских потребителей. За 2016 год на 1 процентный пункт выросла доля покупателей, говорящих, что не ходят "в совсем дешевые магазины" (с 11% в конце 2015 года до 12% в конце 2016-го). При этом постепенно сокращается доля тех, кто старается "не допускать непредвиденных расходов" (с 32 до 29%), и тех, кто считает глупыми траты на предметы роскоши (с 21 до 19%).

Судя по данным Росстата, сокращение экономии еще не означает роста трат покупателей и оборота торговцев. Согласно докладу службы о социально-экономическом положении России по итогам 2016 года, оборот розничной торговли сократился на 5% относительно показателей 2015-го. При этом номинальная зарплата россиян выросла на 7%, но реальный доход (с учетом инфляции) увеличился только на 0,6%.

Эксперты отмечают, что последние два года в потребительском поведении наблюдались лишь "кризисные тенденции", а не признаки глубокого кризиса. Соответственно, в части категорий товаров можно ожидать скорого возврата спроса, если это не противоречит другим тенденциям (например, продажи декоративной косметики снижаются из-за "моды на натуральность").

К слову, рост оборота уже зафиксирован у продавцов одежды и поставщиков услуг. Об этом говорилось в исследовании "Магазина магазинов" на основании данных о продажах за II квартал 2016 и II квартал 2015 года. При этом отмечалось, что рестораторы по итогам полугодия потерпели убытки — выручка сократилась на 10%.

В то же время многие аналитики считают, что россияне теряют вкус к жизни на широкую ногу: они становятся более прижимистыми и экономными. Меняются и их потребительские настроения. К такому выводу пришли специалисты исследовательского холдинга "Ромир".

Эксперты единодушны: россияне стали рациональнее. Учатся жить по средствам. И в этом они стали больше походить на европейцев. Однако для того, чтобы такая потребительская модель стала нормой, должно смениться как минимум одно поколение.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Не забудьте присоединиться к "Правде.Ру" в "Telegram". Мы рады новым друзьям
Комментарии