Эксперты: кто толкает Россию к «соляному бунту«?

До выборов президента России остаётся совсем немного времени и тема грядущего экономического кризиса стала основной в российской медиа-среде. Её обсуждают и на радио, и на телевидении, и в газетах, и в Интернет-коммьюнити. Собственно, уже не ставится вопрос – будет ли кризис, или нет. Все спрашивают - когда? Вот они – контуры настоящей информационной войны против России, уверены эксперты.

Как отмечает сайт Bigness.ru , увещевания аналитиков и первых лиц государства не только не помогают, но и еще больше разжигают неуверенность в завтрашнем дне. Деноминация, дефолт, гиперинфляция – три беды, которые каждая вторая «кухарка« пророчит России в самое ближайшее время.

«У меня ощущение, что это идет чистый информационный вброс, в лучшем случае – под выборы, в худшем случае – для раскачки ситуации«, - считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. В пользу целенаправленной раскачки ситуации говорит и то, что в обществе усиленно муссируется целый ряд слухов. «Одновременно идут разговоры о дефолте, о том, что Стабфонда на самом деле нет, что он хранится в обесцененых американских бумагах, из которых нам его не вывести, что все давно украдено и так далее«, - возмущается Белоусов.

Сама по себе эта технология узнаваема, и много раз была испытана на практике. В качестве классического примера эксперт привел «соляной бунт« в восточных землях послевоенной Германии. Однажды американцы начали распространять среди немцев слухи о том, что в стране кончается соль. Несмотря на то, что в действительности с запасами соли проблем не было, существовал «узкий« момент – соль поставлялась из Советского Союза и, соответственно, объемы поставок были ограничены. В какой-то момент возникли очереди и ажиотаж. За неделю со складов выгребли месячные запасы соли – возник дефицит, а за ним и волнения.

Эксперты видят в этой истории аналогию с сегодняшней ситуацией: «Судя по тому, как слухи упорно возникают, несмотря на опровержения, эти слухи генерируются искусственно», - соглашается эксперт ЦМАКП по финансовой политике Олег Солнцев.

По его мнению, мы видим иллюстрацию возможностей формирования воздействия на общественное мнение, которое не поддается никаким контрвоздействиям со стороны властей. «Интересный феномен: изначально беспочвенный слух, не несущий по своей экономической сути никакой угрозы, не только сохраняет устойчивость, но и становится сильнее от опровержений», - говорит Солнцев.

Комментируя слухи о деноминации, Дмитрий Белоусов отмечает, что разумных поводов для этого действительно нет. «Перед выборами такой “фигней” никто не будет заниматься в принципе вне зависимости от экономических оснований», - говорит эксперт. Он констатирует, что ассоциации, связанные с обменом денег, у россиян в основном негативные. Так, у старшего поколения силен стереотип, что деноминация – это грабеж и отъем денег. Но самая главное – деноминация сегодня означает дефолт завтра. Эта связка устойчиво сидит в головах россиян с 1998 года, напоминает Белоусов.

«Это один и тот же блок. Говорим о деноминации – подразумеваем дефолт. Говорим “дефолт” ‑ изымаем деньги из банков. А на эти деньги сметаем полки магазинов, пока не возникнет дефицит и цены не взлетят в два раза», - описывает схему возможного кризиса эксперт.

Эксперты соглашаются с тем, что российская экономика при всей её нынешней мощи не безупречна. Однако напряженности в любой экономике порождаются и разруливаются каждый месяц, каждый квартал, говорит Белоусов. Но вся ерунда, которая по большому счету должна была остаться предметом наблюдения аналитиков и бюрократов, превращается в национальную проблему, недоумевает он.

При этом искусственно нагнетаемые панические настроения несут реальную экономическую угрозу. Порой общество висит на волоске от серьезных встрясок, подобных «банковскому кризису» лета 2004 года. Как напоминает Солнцев, ситуация с ликвидностью в 2004 году была лучше, чем сегодня. Да, изначально проблемы касались всего двух банков. Но именно «грамотный» вброс этой темы в социум привел к бегству вкладчиков, что имело тяжелые последствия для всей российской банковской системы.

И сейчас мы периодически ходим на грани подобных ситуаций. «Представьте себе, что на фоне недостатка ликвидности банковской системы в прошлом году, какая-нибудь сволочь выбросила бы в телеэфир, что у банков проблемы с деньгами, мол, спасайте свои вклады», - рисует картину хаоса Белоусов. Бегство вкладчиков еще больше «пригнет» банкиров, и так испытывающих сезонные проблемы с привлечением денежных средств.

Неоднократные вбросы подобной информации можно периодически наблюдать со стороны так называемых оппозиционных партий и движений. Не сумев получить должную поддержку в обществе, сторонники "демократии по-американскому образцу" ищут любую возможность для расшатывания ситуации и формированию глобального кризиса, на волне которого они и могут и рассчитывают встать во главе протестного движения.

Пока их попытки не увенчались успехом. Аналитики уверены, что слухами расшатать можно ту систему, которая изначально не устойчива. А у современной России запас прочности достаточно высок. Вместе с тем, обществу нужно иметь свою голову на плечах. Ведь то, что происходит сегодня - это лишь «обкатка технологий манипулирования общественным сознанием», - говорит эксперт.

Обсудить