"Это - конец!": США приготовились забрать у России все активы

Американцы не стали тянуть с объявлением об ужесточении санкций против России. В принципе, этот ход можно считать реакцией на встречу президента России Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом в Хельсинки.

Сенаторы США республиканец Линдси Грэм и демократ Роб Менендес объявили о совместной разработке всеобъемлющего законопроекта об ужесточении санкций против России.

Как пишет издание The Hill, целью документа названо "максимальное воздействие" на кампанию Кремля против "американской демократии и основанного на законах миропорядка".

В заявлении активистов из Республиканской партии говорится, что "как Владимир Путин ясно обозначил свое намерение бросить вызов американской мощи, влиянию и интересам безопасности дома и за рубежом, так и США должны предельно четко заявить, что мы будем защищать наше государство и непоколебимо отражать попытки подрыва западной демократии, ставшие императивом будущего России".

Помимо мер, ранее введенных по CAATSA (закон "О противодействии противникам Америки путем санкций"), фронтального ужесточения санкций против российского финансового и энергетического сектора, олигархов и структур с участием госкапитала, в нововведениях есть "санкции против российского государственного долга".

Напомним, в апреле этого года, после включения в блокирующий санкционный список США 24 россиян и 15 связанных с ними компаний (включая UC Rusal и En+ Олега Дерипаски), против санкций в отношении российского госдолга высказался минфин США.

Тогда министр Стивен Мнучин сделал категоричное заявление, что российский рынок госдолга оказывает существенное влияние на глобальную финансовую систему и санкции в его отношении приведут к "негативным последствиям для глобальных финансовых рынков и компаний".

Тем не менее, еще 1 марта у нерезидентов было порядка трети российских ОФЗ — около 41 миллиарда долларов, но российские власти уже всерьез готовились к самому жесткому варианту санкций.

В отношении госдолга, по этой информации, рассматривались два варианта — запрет на инвестиции в ОФЗ только американским инвесторам или же полный экстерриториальный запрет.

В итоге страна успела резко сократить казначейские обязательства минфина США: в апреле — на 47,5 миллиарда долларов, а в мае — на 33,8 миллиарда до 11-летнего минимума в 14,9 миллиарда. Власти сокращают вложения в зарубежные активы, чтобы снизить риск их изъятия или замораживания, заявил первый зампредседателя экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников.

Как пишет Bell, в предложениях республиканцев числятся:

  • усиление санкций на российский энергетический и финансовый сектора;
  • усиление санкций против российских олигархов и компаний с госучастием;
  • введение санкций против российского суверенного долга;
  • введение санкций против российских хакеров;
  • создание национального центра по противодействию российской угрозе;
  • введение обязательного одобрения сената на любой выход США из НАТО;
  • усиление противодействия российской дезинформации и угрозам гибридного вмешательства;
  • создание должности координатора по санкциям в госдепартаменте;
  • ужесточение санкций в рамках CAASTA;
  • помощь в укреплении демократических институтов в Европе.

Отметим, что эксперт телеграм-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов заявил, что "сенаторам США, предлагающим санкции против нашего суверенного долга, впору присваивать звание "заслуженный сотрудник ОГПУ', то есть, виноват, минфина РФ. После продажи трежерей ЦБ и минфин по уши в кэше, а тут дешевеют бумаги широким фронтом. За второй квартал, напомню, внешний долг (исчисляемый по номиналу) похудел аж на 30 миллиардов долларов с хвостом, при почти неизменных резервах. То есть выкупили с рынка долги с дисконтом. Сейчас, не будь дураки, сделают то же самое. А без сенаторов так бы скучали, платя по графику)".

По этому поводу в телеграм-канале Bitkogan отметили, что "новый пакет санкций — пока это лишь политическое заявление".

"Это нельзя назвать мегановостью, о работе над подобными законопроектами упоминалось еще на прошлой неделе. Даже беглого взгляда на первые пункты пресс-релиза (санкции на долг, финансовый и энергетический сектор) достаточно, чтобы понять: речь идет о политическом заявлении, но не о реальных действиях", — считает эксперт.

Почему?

"Реальные санкции по всем этим пунктам вызовут потрясения не только в России (для нашей экономики это будет очередной широкомасштабный кризис, наверное, даже более глубокий и разрушительный, чем был в 2015–2016 годах), но и приведут к серьезным экономическим последствиям для всего мира", — уверен он.

"Мировые финансовые рынки в случае введения в действие подобных санкций ждет панический risk-off, какого мы, возможно, не видели со времен банкротства LB в 2008 году. Это не преувеличение. Ограничения на привлечение капитала и продажу энергоносителей будут означать дефолт по нашим внешним обязательствам, объем которых лишь ненамного меньше долгов LB перед банкротством. Эффект карточного домика и масштабный делевередж по всем рынкам неизбежны. Это понимают и в США", — поясняет специалист.

"Напомню, что еще в начале года, когда все ждали санкций на ОФЗ, министр финансов США четко сформулировал позицию: это опасно для мировой финансовой системы. Другое дело, что такой законопроект может быть принят как инструмент для удержания России на коротком поводке (по аналогии с CAATSA, имплементация которого произошла лишь через восемь месяцев после его принятия). Или, как сказал в выходные один из авторов законопроекта, чтобы Трамп во время следующей встречи с российским президентом держал удавку на шее Путина", — считает автор.

"Конечно, принятие такого законопроекта — очень неприятная перспектива для России и наших финансовых рынков. Негативную реакцию мы, скорее всего, увидим, но сейчас она вряд ли будет серьезной. Я думаю, что, как и в апреле, хедж-фонды уже припасли сухие патроны на тот случай, если будет возможность прикупить высокодоходные российские активы по привлекательной цене", — заключил он.

Обсудить