"Разбогатевшие в 90-х решили, что на них история должна закончиться. Это тупик" — Игорь ЛАВРОВСКИЙ

В Госдуме рассмотрят проект закона, который предполагает совершенствование механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Документ подготовили в правительстве. В частности, он расширяет условия поддержки субъектов МСП. Сейчас эту помощь оказывает федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса.

Законопроект устанавливает нормы деятельности этой организации, закрепляет ее обязанность обеспечивать проверку соблюдения нормативов аудиторской организацией и раскрывать информацию о соблюдении нормативов.

Также прописаны разрешенные активы для инвестирования свободных средств корпорации. В этот перечень включили долговые обязательства России, депозиты в ЦБ и других банках. Учреждение также обязали раскрывать данные о соблюдении установленных нормативов.

Стоит сказать, что поддержка малого бизнеса в нашей стране — одно из приоритетных направлений. Еще в начале года премьер Дмитрий Медведев выделил сферы, которые в первую очередь учитывались при работе над бюджетом. Это здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда. Также работа сконцентрирована на международной кооперации и экспорте, малом бизнесе и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы, реформе контрольной и надзорной деятельности, безопасных и качественных дорогах, проблемах моногородов и экологии.

В целом российская экономика сейчас демонстрирует хорошие показатели. Ранее президент России Владимир Путин заявил, что рецессия уже преодолена, а экономика перешла на стадию роста. Отметил глава государства и рост промышленного производства — на 0,7%, а также рост инвестиций в основной капитал, рост ипотечных кредитов, покупок автомобилей.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Игорю Лавровскому, члену экспертного совета Общественной организации "Деловая Россия".

— В каких преференциях сегодня нуждается средний и малый бизнес?

— Главная проблема в малом и среднем бизнесе — это не инвестиционный климат и не какие-либо правовые условия, а то, что экономика медленно развивается. Нет достаточных потоков наличности для того, чтобы нормально существовали малые и средние, а особенно новые предприятия. Когда экономика не растет, они просто-напросто не возникают, а многие сворачиваются. Поэтому нельзя ожидать, что новое частное предпринимательство расцветет, когда экономика в целом стагнирует. Здесь можно все что угодно делать, но пока что выбран тупиковый путь. Идеи Кудрина о том, что нужно сделать правовую реформу, не имеют никакого отношения ни к экономике, ни к бизнесу. Это чистое политиканство. Результата не будет.

Любят ссылаться на то, что кому-то мешают какие-то проверки, но нормально работающему предприятию никакие проверки, никакие правовые системы не страшны. Если бизнес нормально работает, и у него есть прибыль, то у него хватает денег на все: и на то, чтобы налоги платить нормально, и на то, чтобы поддерживать себя в нормальном техническом состоянии. Проблемы возникают, когда предприятие находится в пограничной зоне, когда оно вынуждено, чтобы как-то выживать, экономить на налогах, на том, на сем. Вот тогда проблемы и начинаются. Получается, что у нас все время борются не с тем, с чем надо, и не удивительно, что борьба идет впустую.

Чтобы изменить ситуацию, нужно, во-первых, снизить зарегулированность финансовой системы. Наш Центробанк ввел очень жесткие нормы регулирования, так называемый Базель-III, которые на Западе далеко не везде введены из-за опасения, что они могут навредить экономике. Там навредить, где уже много разнообразного бизнеса. А у нас они точно вредят. И мы здесь опять забежали впереди прогресса, надо не ужесточать банковское урегулирование, а, наоборот, резко его упрощать и облегчать.

Во-вторых, у нас практически нет венчурного капитала. Люди в принципе не готовы рисковать. А надо понимать, что мелкий и средний бизнес — это риск, и если ожидать, что каждое предприятие у нас обязательно будет прибыльным, то ничего не получится. В развитых экономиках, которым по две сотни лет, из десяти новых предприятий — хорошо, если выживает одно или два. Ожидать, что у нас будут выживать девять или восемь — просто глупость, ерунда. Поэтому пока мы не признаем, что бизнес — это риск, что мы можем не только обогатиться, но и потерять ресурсы, никакого цветущего мелкого и среднего бизнеса у нас не будет.

В-третьих, система боится нового успеха, нового капитала. Люди, разбогатевшие в 90-х, решили, что на них история должна закончиться. Это тупик. 2000-е, 2010-е, 2020-е должны выплескивать новые страты богатства, выводить наверх совершенно новых людей. Тогда мы будем быстро развиваться, а не трястись от кризиса к кризису.

Беседовала Лада КОРОТУН