Нефтепровод "Одесса-Броды": и наши не пляшут

Кабинет Министров Украины на расширенном заседании в среду принял решение о прямом использовании нефтепровода "Одесса Броды", сообщает RusEnergy. Об этом заявил вице-премьер-министр по вопросам ТЭК Андрей Клюев.

По словам Клюева, в ближайшее время будет создана рабочая группа, которая вместе с "собственниками" нефти займется разработкой вопроса совместного использования нефтепровода. Он добавил, что правительство поддержит проект закона, который предусматривает возможность передачи в концессию нефтепровода "Одесса-Броды" и терминала "Южный".

Как сообщает "Газета 2000", при принятии решения о направлении использовании нефтепровода победили экономические аргументы, сказал по окончании заседания Кабинета Министров министр ТЭК Сергей Ермилов. "Мы с вами не собираемся жить два-три года. Надо думать и о том, что будет после", — отметил он.

По словам Ермилова, за 2-3 года реверсного использования нефтепровода могут быть построены новые обходные нефтепроводы, после чего нефтепровод "Одесса-Броды" не понадобится. Также при принятии решения было учтено ограничение введенное Турцией на прохождение танкеров через Босфор.

Вместе с тем, правительство создало специальную рабочую группу, которая должна прорабатывать вопросы заполнения нефтепровода нефтью. Правительство также поддержало законопроект о передаче "Одесса-Броды" в концессию, сообщает MIGnews.

На Украине несколько месяцев длилась полемика вокруг вариантов использования нефтепровода: в Европу — для транспортировки каспийской нефти или на побережье Черного моря — для транспортировки российской нефти.

В этом вопросе столкнулись интересы различных бизнес-групп, и это противостояние особенно обострилось в контексте усиления конкуренции на мировых рынках транспортировки нефти. В частности, по мнению экспертов, наиболее четко в Украине о своей поддержке европейского направления использования нефтепровода "Одесса-Броды" заявила "донецкая группа", в то время как российские нефтянники предлагали использовать "Одесса-Броды" в режиме реверса. В то же время предложение россиян поддерживает крупнейшая украинская компания и, по совместительству местная нефтегазовая монополия, — НАК "Нафтогаз Украины". Интересы их противников, очевидно, лоббирует на четверть "донецкий" кабинет министров во главе с выходцами из Донбасса премьером Виктором Януковичем и вице-премьером по ТЭК Андреем Клюевым, который в итоге принял решение об использовании "Одесса-Броды" в европейском направлении.

Очевидно, таким образом "донецкая группа" на уровне кабинета министров попыталась продемонстрировать, кто в украинском доме хозяин. Особенно в контексте упоминавшихся споров: в каком направлении будет качаться нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды", считает "Страна.Ру".

Что же касается "донецкой группы", то она при активной поддержке Евросоюза активно проталкивала проект использования простаивающего нефтепровода в соответствии с его названием, то бишь путем прокачки нефти из Одессы в Броды, а затем в перспективе после достройки нефтепровода — и в польский Гданськ.

В мае прошлого года эта тема обсуждалась во время визита в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе тогдашнего вице-премьера по ТЭК, также представителя "донецкой группы" Виталия Гайдука. Какое-то время было не совсем понятно почему одна из самых мощных финансово-промышленных групп страны встала в первые ряды сторонников евроинтеграции Украины. Затем ситуация стала потихоньку проясняться — сначала в июне корпорация "Индустриальный союз Донбасса" (ее основателем является вышеупомянутый Виталий Гайдук) объявила о намерении принять участие в конкурсе по приватизации металлургического комбината в Польше, в сторону которой и будет достраиваться "Одесса-Броды".

Показательно, что в итоге мало кому известная на Западе донецкая корпорация обогнала грандов мировой металлургии и стала основным претендентом на польский меткомбинат. Затем стало известно, что ИСД собирается принять участие в конкурсе по приватизации венгерского меткомбината Dunaferr и сегодня уже можно с уверенностью сказать, что дончане являются основными претендентами на его покупку, обогнав, например, такого гиганта как российская "Северсталь".

Эксперты считают, что возможно эти факты и объясняют почему "донецкая группа", не имея никаких системных интересов в нефтебизнесе, приняла решение о европейской ориентации "Одесса-Броды". Приобретение пусть и не самых больших восточноевропейских металлургических комбинатов, но зато на территории ЕС, позволяет в перспективе надеяться, что они сумеют без особых проблем экспортировать свою металлопродукцию (в основном в виде полуфабрикатов) на рынок Евросоюза, который славится своей закрытостью и одновременно высокими ценами.

В то же время у нынешней "нефтяной войны" на границах может быть еще как минимум одна причина: украинские финансово-промышленные группы всерьез опасаются укрепления в Украине позиций российского капитала. И это касается не только "Одесса-Броды".

Как сообщал Корреспондент.net, 29 января в Вашингтоне, США, прошло первое заседание украинско-американской рабочей группы по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). В спорном вопросе о направлении нефтепровода США вновь выступили за его прямое использование.

Между тем, американская компания Energy Solutions, победитель тендера на проведение технико-экономического обоснования нефтепровода "Одесса-Броды", 27 января представила отчет с выводами об экономической целесообразности девяти различных вариантов использования этого нефтепровода.

Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил, что Energy Solutions назвала наиболее эффективным вариантом транспортировки нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в направлении Бродов.

В то же время, Energy Solutions рекомендовала кабинету министров принять предложение российско-британской компании ТНК-BP о транзите российской нефти по простаивающему сейчас нефтепроводу "Одесса-Броды" в направлении Одессы, но только на 3 года.

Ранее руководитель проекта по разработке бизнес-плана прямого использования нефтепровода "Одесса-Броды" аудиторской компании PricewaterhouseCoopers Филипп Натман заявил, что временное использование нефтепровода в реверсном режиме заблокирует возможность его прямого использования.

Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса — Броды сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность — 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров. Морской нефтяной терминал "Южный" (Одесса) способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40-45 млн. тонн в год с увеличением резервуарного парка до 600 тыс. кубометров.

В перспективе на базе трубопровода "Одесса-Броды" планируется создать Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор (ЕАНТК), достроив его до польского города Плоцк, которым ежегодно планируется поставлять в Европу до 45 млн. тонн нефти. Создание ЕАНТК на базе "Одесса-Броды" поддерживают США, ЕС, Польша и ряд стран Прикаспийского региона, сообщает "Обозреватель".

По материалам российских и украинских СМИ

Обсудить