Источник Правда.Ру

"Этот евро нас до ручки доведет"

Сегодня Национальная валютная ассоциация провела конференцию, посвященную влиянию курса евро на российскую экономику и перспективам курсообразования на внутреннем рынке.

Эксперты отмечают, что за последний год нестабильности на валютных рынках компании все больше задумываются о необходимости хеджирования рисков, связанных с курсом рубля к евро. Однако пока им приходится страховать риски, используя доллар в качестве промежуточного инструмента, что подчас связано с дополнительными издержками.

Кроме того, несовершенство законодательства ограничивает возможность маневра на рынке необходимых для хеджирования форвардных контрактов. Участники рынка ожидают от Центрального банка более внятных объяснений того, каким образом будет осуществляться привязка рубля к корзине валют. По их мнению, это позволит развить рынок прямых инструментов хеджирования рисков, связанных с европейской валютой.

В начале года ЦБ объявил о своих планах «отвязки» рубля от американского доллара и перехода к более гибкой курсовой политике – исходя из отношения рубля к «корзине валют». Впрочем, для участников рынка пока остается загадкой, как именно формируется пресловутая корзина – и, соответственно, как будет определяться курс рубля к европейской валюте.

«ЦБ уже довольно долго при реализации курсовой политики принимает во внимание корзину валют. Поэтому для рынка официальный переход к такой политике не станет большой новостью, – заявил сотрудник московского офиса одного из ведущих западных банков. – Проблема в другом: рынок рубль/доллар не всегда ликвиден, и ЦБ часто приходится самому покрывать разрывы спроса и предложения. Будет ли ЦБ присутствовать на еще менее ликвидном рынке рубль/евро? Сомнительно».

Между тем вопрос страхования связанных с евро рисков и предсказуемости курса рубль/евро занимает участников рынка вот уже более года.

«Рост евро в прошлом году стал пугать инвесторов – и тогда люди задумались о том, что доллар – это не абстрактная «иностранная валюта», а вполне конкретная, и причем не единственная», – говорит собеседник RBC daily.

«Когда (основные мировые) валюты стали двигаться разнонаправленно (по отношению к рублю) – люди стали думать о том, что им пора хеджироваться, – сказал RBC daily зампред правления «МДМ-Банка» Алексей Панферов. – Хеджируют риски в основном компании нефтегазового сектора, автодилеры, авиаперевозчики».

Как отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев, потери возникают в основном при поставке европейских товаров в Россию. «Курс рубля в значительной степени – хотя ЦБ уже отходит от этой практики – определяется по доллару, – сказал г-н Солнцев RBC daily. – Все эти колебания автоматически сказываются на разрыве цен на внутреннем и внешнем рынках на товары, поставляемые из Европы». Вместе с тем риски по евро неизбежно принимают на себя и экспортеры – например, газа и леса, – продающие свою продукцию в страны еврозоны. Однако пока и те и другие, судя по всему, не очень-то активно используют прямые инструменты хеджирования рисков по евро.

«Мы хеджируем наши риски рубль/евро тем, что средства, полученные от продаж, сразу конвертируются в евро и отправляются в штаб-квартиру, – сообщили RBC daily в московском офисе DaimlerChrysler Automotive Russia. – Мы рассматриваем вопрос о хеджировании на российском рынке совместно с западными банками, но это произойдет только с разрешения штаб-квартиры».

Кроме того, отмечают представители компании, контракты на продажу автомобилей фиксированы в «у. е.» с оплатой в рублях на дату платежа, что само по себе определенным образом снижает валютный риск.

По словам Вячеслава Полянского, члена совета директоров компании «АВЕС-Пежо» – крупного импортера и розничного продавца автомобилей Peugeot в России, – его компания вовсе не хеджирует валютные риски. «Мы не хеджируемся – у нас не те обороты, – сказал г-н Полянский. – Наш оборот составляет примерно 40 млн евро в год. А думать о хеджировании есть смысл, когда оборот превышает 100 млн в год». Кроме того, отмечает г-н Полянский, Peugeot переходит на систему прямого импорта машин производителем. Таким образом, дилеры будут получать от производителя уже прошедшие таможенную очистку автомобили за рубли – а значит, валютные риски будут переходить на производителя.

Однако главной причиной малой распространенности хеджирования участники рынка считают недостаточную развитость таких услуг в России. «Мы размышляем над тем, чтобы хеджировать валютные риски, рассматривая в качестве инструментов, прежде всего, фьючерсные и форвардные контракты. Однако в настоящее время эти инструменты нами пока еще не используются, – сказала директор казначейства корпорации «Илим Палп» Марина Кольцова. – Это связано с тем, что в России этот рынок еще не очень развит и не существует достаточного числа российских компаний и бирж, которые могли бы предложить высокий уровень качества этих услуг, их надежности, а также приемлемые условия. С учетом этого, мы скорее рассматриваем в качестве возможных поставщиков такого рода услуг иностранные компании».

Причина неразвитости рынка прямого хеджирования рисков рубль/евро, по мнению участников рынка, – в малой предсказуемости курса рубля к евро. «На Западе рынок деривативов рубль/доллар уже довольно ликвиден, – говорит представитель одного из западных банков. – При этом для хеджирования рисков по рублю и евро приходится делить этот риск на составныечасти: сначала рубль/доллар, потом – доллар/евро. Это делается потому, что курс рубля к доллару более предсказуем. А для развития рынка прямых деривативов рубль/евро нужна большая предсказуемость курса рубля к евро».

Пока же компании больше доверяют курсу рубля к доллару – как более предсказуемому. «Особых неожиданностей от курса рубля к доллару не предвидится, – говорит представитель одного из западных банков. – По этой причине многие клиенты, даже если им предстоят платежи в евро, сейчас покупают доллары – и лишь затем конвертируют в валюту платежа».

По мнению Алексея Панферова, никаких лишних расходов и расчетов при таком «двойном» хеджировании не возникает. Однако, по мнению Олега Солнцева, так происходит далеко не всегда. «Если контракт фиксируется в евро, то, конечно, удобнее хеджироваться напрямую, чем дважды терять на услугах посредников и курсовой марже», – говорит он. Между тем потенциальный рынок таких инструментов довольно велик. Так, по данным г-на Солнцева, на долю евро в сделках spot приходится уже примерно 25%, (включая сделки доллар/евро). По словам Алексея Панферова, оборот по сделкам хеджирования составляет до миллиарда долларов в месяц, из них сделки по рискам в евро (как правило, через «посредничество» доллара) составляют 10-20%, и эта доля стабильно растет.

Участники конференции ожидают, что представители Центрального банка приоткроют игрокам рынка тайну расчетов валютной корзины – и в этом случае рынок прямых деривативов по рублю/евро сможет реализовать свой потенциал. «Официальный переход к политике «корзины» даст предпосылки к большей предсказуемости и стабильности курса рубля к евро – впрочем, при этом волатильность курса рубля к доллару, несомненно, несколько возрастет», – говорит представитель одного из западных банков. «Теоретически возможно, что рынок прямых инструментов будет развиваться, если ЦБ будет больше учитывать роль евро в курсовой политике, – соглашается Алексей Панферов. – Ликвидность рынка срочных инструментов растет, ее хватит и на два рынка (связанные с долларом и евро). Ведь еще год назад ликвидности срочного рынка вообще практически не было, а сейчас месячный оборот подходит под миллиард долларов».

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
"Я не я - и ракета не моя!": Пентагон оправдывается за сбитые "Томагавки"
Состояние богачей превысило резервы ЦБ и все накопления россиян
Иран предложил Китаю и России вместе ударить по США
Тысячи убитых: прокурор раскрыл реальные потери ВСУ в Донбассе
Началось? Российский банк отключили от SWIFT
ЗРК С-300 перевоспитают Израиль
"Я не я - и ракета не моя!": Пентагон оправдывается за сбитые "Томагавки"
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
"Я не я - и ракета не моя!": Пентагон оправдывается за сбитые "Томагавки"
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Израиль шантажирует Россию, угрожая уничтожить С-300 в Сирии
Ловко придумано: ООН разрешит агрессию в Сирии
Юбилей "Да,да,нет,да": "После мы еще глубже залезли в болото"
Ловко придумано: ООН разрешит агрессию в Сирии
Казахстан сближается с Пентагоном: будет ли создана база ВМС США на Каспии?
Тысячи убитых: прокурор раскрыл реальные потери ВСУ в Донбассе
ЗРК С-300 перевоспитают Израиль

Беседа с российским подводником, капитаном 1 ранга Н.А.Черкашиным - ...Самое интересное, в этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства

Жаркое лето 1967-го: "Малый Перл-Харбор" Америки и "советский ракетный эсминец"