Почему Запад инвестирует в Россию в обход своих же санкций — Константин СИМОНОВ

В 2016 году четверть от всех прямых инвестиций в Россию пришлась на Бермудские и Багамские острова. Данные страны инвестировали больше, чем США, Великобритания, Германия, Франция, Китай и Япония вместе взятые, сообщили в Центробанке РФ. Отмечается, что в течение последних двух лет удвоился объем поступлений из офшорных юрисдикций.

СМИ сообщили, что через офшоры работают резиденты стран Запада, которым запрещено инвестировать средства в Россию по причине санкций, но заработать на высоких российских доходностях все же хочется. К примеру, приток инвестиций с Бермудских и Багамских островов за последние три года увеличился с $5,4 до $8,2 млрд, что составило ровно четверть от общего числа привлеченных средств в прошлом году.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что Центробанк назвал объем оттока капитала из России в этом году: он составит 37 миллиардов долларов.

Позднее в СМИ появлялась информация о рекордном уходе инвестиций из России. В Кремле прокомментировали эти данные. Как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, это явление связано с конъюнктурными процессами и волатильностью. Он подчеркнул, что власти по-прежнему считают: определенная волатильность возможна всегда.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Константину Симонову, первому проректору Финансового университета при правительстве РФ.

— Получилось, что Запад сам себе создал проблемы, а теперь их героически преодолевает?

— Я думаю, что основными инвесторами с Багамских и прочих офшорных зон все-таки являются не иностранные фирмы, которые тем самым обходят все санкции, а российские компании, которые таким образом сначала выводят деньги из России, а потом частично возвращаются через офшорные юрисдикции. Значит, основными инвесторами являются российские граждане и владельцы наших компаний. Таким образом, снова уместно поднять тему, связанную с попыткой деофшоризации нашей экономики.

Такие попытки активно предпринимались, но эта статистика показывает, что они оказались не столь успешными. И в этом плане возвращение российской собственности в российскую юрисдикцию пока происходит довольно медленно. Мы видим, что по-прежнему прибыль крупных компаний выводится за пределы Российской Федерации, но при этом хорошая новость в том, что частично она возвращается в Россию. Проблема оттока капитала, о которой мы говорим уже не первое десятилетие, остается в списке наших главных экономических неурядиц.

Что касается иностранцев, они по-прежнему достаточно аккуратно относятся к России. Большинство ждет, когда закончатся санкции, европейский бизнес очень хочет торговать с Россией; понятно, что санкции здесь создают довольно серьезные проблемы. Но вопрос обхода санкций тонкий, потому что если вас заподозрят в обходе санкций, вы можете получить большие штрафы от Соединенных Штатов, как это было с французским банком "БНП Париба".

Тут с иностранцами есть самые разные истории: например, французы гордятся тем, что ни одна компания с 2014 года Россию не покинула. Другие страны не так долготерпеливы. Но даже среди французов, посмотрите, "Шнайдер электрик" закрыл довольно крупный проект в Самаре на этой неделе. Здесь новости определенно негативные все-таки есть. Поэтому несмотря на желание зарабатывать деньги, несмотря на то, что российский рынок симпатичен и не так рискован, как на Западе стремятся показать, тем не менее санкционный режим серьезно ограничивает иностранцев в возможностях.

Возьмите историю "Сименс" с турбинами. Тогда "Сименс" заявил: "Нет, мы ничего не знали, нас обманули". Хотя они могли сказать просто: "Вот мы продали, а все претензии к компании "Ростех". Тем не менее они уже подают в суд и требуют отвезти турбины назад, потому что боятся, что эти санкции тоже будут на них распространены. А инвесторы с Багамских островов — это в основном российские компании.

— Отток капитала — плохо. И приток капитала таким образом, через офшоры, — тоже плохо?

— Конечно, отток капитала — это плохо, а приток капитала — это хорошо, и слава богу, что эта прибыль российских компаний возвращается в Россию. Но, конечно же, было бы гораздо лучше, если бы российская собственность находилась в российской юрисдикции, платились бы сразу налоги здесь, и, самое главное, чтобы эти деньги инвестировались здесь без лишних транзакций. Потому что когда вы гоняете деньги на Багамы, а потом в Россию, вы частично эти деньги теряете. Это значит, что вы опасаетесь за эти деньги в стране. Надо обойтись без лишних проводок на Багамские, Сейшельские и прочие офшорные зоны.

Обсудить