Иностранцы устанавливают рогатки на пути развития России, - мнение

Эксперт: Закон для иностранцев на деле поможет нашим "офшорникам"

Как стало известно, правительство разрабатывает критерии для возможности передачи прав пользования на недра федерального значения компаниям с участием иностранных инвесторов. На данный момент разрешение на это может быть получено лишь в индивидуальном порядке в рамках длительной формальной процедуры. Новые правила облегчат жизнь прежде всего российским бизнесменам, использующим оффшоры, а не реальным иностранцам. Однако в этой ситуации инвесторов радует перспектива снижения зависимости от консервативных силовиков, которые сейчас влияют на процесс.

Об этой новости Pravda.Ru побеседовала с членом Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК -торгово-промышленной палаты России Рустамом Танкаевым.

На вопрос о том, означает ли данная новость то, что не только российские бизнесмены через оффшоры, но и иностранцы получат доступ к недрам, эксперт ответил: "Речь идет не о том, чтобы какие бы то ни было иностранцы — оффшорные или настоящие, управляли объектами федерального значения. Этого, конечно, нет и не будет. По закону объектами федерального значения могут управлять только компании, контрольный пакет которых принадлежит государству. В наших условиях таких компаний не так-то уж и много. Это и Роснефть, конечно, в первую очередь, Газпром. Речь идет о том, что у всех этих компаний часть капитала у кого-то большая, у кого-то маленькая, а пакеты акций этих компаний продаются или партнерам, или просто случайным инвесторам. Как правило, держателями пакетов являются партнеры. Причем партнеры эти преимущественно иностранные".

Также наш собеседник добавил: "Почему так получается? Потому что стратегия работы России на сырьевых рынках построена на том, что мы не пытаемся захватить рынок при помощи понижения цен или еще чего-то, а мы строим такие долговременные партнерские отношения, которые могут иметь форму совместных предприятий, а могут быть как вот в случае, например, Роснефти и БритишПетролиум просто владельцами пакетов акций. Вот эта ситуация, она, собственно, и вызывает некоторый конфликт интересов внутри государственных структур. Потому что по закону вроде бы федерального значения запасы должны быть только у россиян. А фактически получается так., что некоторое количество проектов попало в руки иностранцев"

На вопрос корреспондента Правды.Ру о том, будут ли защищены стратегические месторождения, Рустам Танкаев ответил: Да, потом, вы знаете, самое понятие этих запасов федерального значения, оно было введено не так давно и граница запасов федерального значения была установлена в достаточной мере произвольно. Для нефтяных месторождений это 70 миллионов тонн, для вообще месторождения углеводородного сырья — это 70 миллионов тонн нефтяного эквивалента. Желательно, чтобы большие месторождения контролировало государство. Для страны-экспортера нефти вообще желателен контроль государства над нефтедобывающей и газодобывающей отраслями. Что надо сказать, во всем мире преимущественно так оно и есть. Ну и у нас Роснефть с Газпромом контролируют большую часть запасов, конечно же".

Однако многие эксперты задаются вопросом, чем данное разрешение поможет экономике и простым людям. На этот вопрос нам ответил Рустам Танкаев. "Нет. Абсолютно ничего не меняется, никому это ничем не поможет. Это просто поможет чиновникам делать лишнюю, совершенно ненужную работу. потому что это фиксирует ту ситуацию, которая реально уже сложилась достаточно много лет назад. На самом деле, как мы строили такие партнерские структуры, так и будем дальше строить их. Потому что иначе нам газовый и нефтепродуктовый рынки просто не захватить.Цены колеблются", - подчеркнул наш собеседник.

"Мы сейчас занимаем достаточно высокие позиции в Китае, делим первое место с Саудовской Аравией по очереди, но постепенно мы Саудовскую Аравию с первого места вытесняем и до конца 2016 года, безусловно, вытесним. Мы в этом году получили почти 20 процентов индийского рынка нефти, в течение последних 15 лет российские компании заняли 25 процентов углеводородного рынка Вьетнама, в в Европе очень много совместных проектов и совместных предприятий. Это — очень разумный и очень дальновидный способ развития рынка сбыта. Сейчас, когда цены относительно низкие, доля России на углеводородном рынке мира очень быстро растет, в том числе, и засчет этих партнерских связей. И какой смысл устанавливать рогатки на пути стратегического направления развития страны — совершенно непонятно", — добавил в заключении беседы с Правдой.Ру Рустам Танкаев.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить