"Экспорт станет веревкой, за которую вытащат российскую экономику"

"Россия теряет на экспорте, продавая сырье"

Президент России Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, подчеркнул, что нельзя подсовывать плохой товар, прикрываясь импортозамещением. Производимая в России продукция должна быть высочайшего уровня.

"России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоевывать мировые рынки. Для тех, кто готов к такой работе, создан Российский экспортный центр", — отметил президент.

Какие компании могут воспользоваться поддержкой Российского экспортного центра? Экспорт каких товаров Россия могла бы нарастить? Что нужно для развития экспорта? На эти и другие вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов.

Российский экспортный центр, по его словам, не замыкает свою деятельность на каких-то отдельных компаниях, он оказывает поддержку всем. "Именно так эта структура и замышлялась", — сказал эксперт.

Агропродовольственный экспорт, пояснил Дмитрий Булатов, следует рассматривать в трех категориях. Первая категория — это рыба, на которую приходится 15 процентов нашего агропродовольственного экспорта. Еще 40 процентов приходится на продукцию сельского хозяйства и 45 процентов на продукцию пищевой промышленности. То есть, в структуре нашего агропродовольственного экспорта основная категория — переработанная продукция, не сельхозсырье.

Меры, необходимые для развития экспорта, можно разделить на финансовые и остиальные. "Финансовые меры поддержки — это кредитование экспорта, льготное страхование. Эти меры относятся, в основном, к машинотехнической продукции.

С продовольствием ситуация другая. Здесь поставки осуществляются на основе полной или частичной предоплаты. То есть, здесь в ход идут так называемые нефинансовые меры поддержки. Это льготное участие в выставках, доведение информации о продукции наших экспортеров до потенциальных покупателей, исследование потенциальных рынков сбыта, возможностей продвижения на них и так далее", — пояснил Дмитрий Булатов в беседе с журналистом Правды.Ру.

В других странах расходы по проведению этой работы берет на себя государство. А у нас производители вынуждены это делать за свой счет и соответственно, включать эти расходы в себестоимость производства. Это ведет к удорожанию нашей продукции и снижению конкурентоспособности.

Экспортировать переработанную продукцию, добавил эксперт, намного труднее, чем сельскохозяйственное сырье. "Возьмем, например, зерно, это основная часть нашего экспорта сельхозпродукции. Наше зерно стало конкурентоспособным в связи с низким курсом рубля. То есть, цена в долларовом эквиваленте нашего зерна уменьшилась, соответственно, экспорт зерна увеличивается.

Экспорт переработанной продукции, исходя из данных прошлого и позапрошлого года, не увеличился, остался на отметке 8,5 млрд долларов. То есть, эту продукцию нужно продвигать. Если это не делать, за нас это будут делать другие.

Например, уже в прошлом году Турция закупила больше 4 млн тонн нашей пшеницы, произвела около 3 млн тонн муки и благополучно экспортировала в другие страны. Хотя наша мука по качеству не хуже турецкой. Мы могли сделать это сами, если бы у нас была такая же активная политика по поддержке наших экспортеров", — пояснил Дмитрий Булатов.

В завершении разговора с корреспондентом Правды.Ру он добавил, что экспорт переработанной продукции пищевой уже сейчас занимает 9 процентов всего сырьевого экспорта, и это немалый показатель. И если говорить о развитии производства в расчете на экспорт, "это как раз та веревочка, за которую нужно дернуть, чтобы вытянуть нашу экономику из кризиса".

Обсудить