Российские активы сейчас пользуются популярностью

Аналитик: Российские активы сейчас в фаворе

Совладелец "Норильского никеля" и самый состоятельный россиянин в 2015 году по версии Forbes Владимир Потанин заявил, что пик влияния санкций на российскую экономику уже позади.

В интервью Bloomberg Потанин заявил, что зарубежные инвесторы возвращаются в Россию и пик влияния санкций на российскую экономику пройден. "Сейчас становится ясно, что ситуация более стабильна и предсказуема в политическом плане", — отметил Потанин. Бизнесмен подчеркнул, что сейчас "никто не хочет больше санкций".

Что заставило Потанина подобным образом высказываться? Какие есть изменения? На эти вопросы ответил в интервью Pravda.Ru директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский.

"Владимир Потанин, безусловно, лояльный олигарх к нынешним властям. Большинство его высказываний ложится в канву того, что говорят наши чиновники. Безусловно, надо прислушиваться к его мнению, к его высказываниям. Есть и альтернативные точки зрения. Я, например, придерживаюсь мнения, что санкции у нас более-менее прояснились в контексте того, что происходит в финансовом секторе. То есть мы видим определенное сжатие базы капитала, снижение уровня ликвидности, на сегодняшний момент продолжается пополнение ликвидности за счет наших фондов. Я думаю, что уже не будет эмбарго. Если бы западные страны хотели ввести эмбарго против России, то это было бы сделано год назад. Я думаю, что Потанин имел в виду именно этот аспект, поскольку сейчас ситуация в российско-украинских отношениях заморожена", — заявил Владимир Рожанковский.

Эксперт отметил, что есть определенные нарушения Минских договоренностей, но на сегодняшний момент Брюссель не указывает конкретно пальцем на Москву. "Более того, Лавров постоянно говорит о том, что мы являемся приверженцами движения по Минским договоренностям. Отсутствуют предпосылки для какого-то структурного усиления санкций, выведения их в новую плоскость. Например, в плоскость эмбарго. Потому что введение эмбарго на поставку, например, российских энергоносителей было бы новым большим ударом по российской экономике. В этом смысле господин Потанин прав. Банковский сектор, в общем-то, выстоял, хотя есть определенные тенденции, такие как рост прострочки, ухудшение условий кредитования, снижение востребованности кредита в финансовом секторе. Это все сложные вопросы, но решение можно найти в режиме выработки конкретного плана действий. То есть нет сейчас этой пожарной ситуации, которая была год назад, которая пугала своей неопределенностью".

Владимир Рожанковский подчеркнул, что на сегодняшний момент и с карточными системами договорились, и иностранные банки не убежали из России. "В этом плане ситуация стабилизировалась. Но прохождением пика я бы назвал ситуацию, в которой удалось бы купировать негативные процессы, связанные с отрицательным кэш-флоу. Я не могу здесь поддержать мнение господина Потанина в том плане, что этот пик пройден, поскольку отрицательные финансовые потоки на сегодняшний момент существуют. Вот сегодня вышли данные, что дефицит бюджета приближается к триллиону рублей. Такого раньше не было. До того момента, пока мы не перестанем пользоваться резервными фондами, когда у нас действительно будет пущен вспять золотовалютный резерв, я бы не стал говорить о прохождении пика".

Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, будут ли возвращаться иностранные инвесторы и смогут ли они положительно повлиять на ситуацию?

"Бизнес прагматичен, что бы там ни говорили. То есть когда госдеп дает предписания неким своим компаниям не дружить с Россией, то есть тысяча обходных путей. Вот французская Total нашла лазейку попасть на российский рынок через китайский фонд. Бизнес всегда хитрее, чем политика. Потому что политики вынуждены работать в многомерной системе координат. Они не могут за всеми уследить. У бизнеса основная задача — получение прибыли. Если он видит возможности для ее получения, он будет ими пользоваться. Какие-то компании уходят с рынков, но они освобождают ниши для других организаций, которые находят способы присутствия там. Поэтому даже в самые худшие времена тот же самый Иран получал инвестиции. Нефть добывалась, оборудование менялось. Северная Корея и Куба — это исключения, но по той причине, что они сами не хотели ничего. Те страны, которые готовы к сотрудничеству, всегда находят какие-то возможности. Поэтому бизнес и не уходил из России", — отметил Владимир Рожанковский.

Эксперт отметил, что причина не в западных инвесторах, которые не хотят сюда идти, а в несовершенстве законодательной базы, отсутствии равного доступа к информации. " У нас своеобразная судебная система, есть неуважение к миноритарному праву, на этом мы уже оскомину набили. И это очень сильно ограничивает приток иностранного капитала, мы уже привыкли к этому, и если бы не было этих факторов, я думаю, Россия была бы одной из самых интересных стран в плане привлечения денег. Но наша законодательная база служит большим препятствием. Я не думаю, что здесь основное ключевое слово — это санкции. Россия сейчас в фаворе, у нас сейчас очень низкие оценки активов в результате всей нашей истории с Западом. Конечно, здесь будет присутствовать ФАС, которая должна препятствовать скупке каких-то стратегически важных проектов в России. Но кто хочет работать на российском рынке, тот будет. Например, тот же Китай здесь уже очень много проектов инициировал, особенно на Дальнем Востоке".

 

Читайте также:

ФРС и масонская ложа: найдите пять отличий

Рон Пол предрекает распад США?

Десять мифов об Америке, в которые все верят

Обсудить