Светлана Криворучко: Перевод россиян на безналичные зарплаты пока невозможен

Пресса все чаще пишет, что россиян переведут на безналичные зарплаты. О такой возможности давно говорят, но насколько это реально в нынешних условиях, когда Visa и MasterCard могут вдруг уйти с российского рынка, а своего процессинга пока нет?

На этот и другие вопросы в интервью корреспонденту Pravda.Ru ответила сотрудник финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, доцент и директор центра "Платежные системы" Светлана Криворучко.

— Последние события, связанные с функционированием Visa и MasterCard, направлены на то, чтобы эти платежные системы у нас в стране остались, потому что на сегодняшний день они обслуживают 90 процентов карточного рынка. Их уход на сегодняшний день нежелателен никому, поэтому этот вопрос решен положительно в пользу Visa и MasterCard.

Тем не менее, тренд сокращения налично-денежного обращения в пользу развития инструментов безналичных расчетов — это общемировой тренд, который развивается, как в развитых, так и развивающихся странах. Но чтобы это реально реализовалось, нужны существенные меры со стороны государства, в первую очередь, направленные на создание инфраструктуры по обслуживанию пластиковых карт в случае их широкого повсеместного распространения.

Перевод зарплат на пластиковые карты означает реорганизацию доступа физических лиц к инфраструктуре, позволяющей расплачиваться этими картами. А на сегодняшний день, если по количеству карт мы вышли на средний мировой уровень, то по количеству инфраструктуры мы пока значительно отстаем.

Инфраструктура — посттерминалы, количество банкоматов, то есть, устройства, позволяющие использовать пластиковую карту. Карта сама по себе ничего, кроме информации о деньгах, не несет. Чтобы ею рассчитываться, нужна соответствующая инфраструктура.

Первым шагом должно стать создание национальной системы платежных карт. Ее создание уже началось, есть действия ЦБ по этому вопросу, выбран руководитель этой системы. Предположительно, она должна заработать через два года. Предполагается, что первыми ее клиентами станут служащие государственных и бюджетных учреждений, которые будут получать зарплату с помощью данной карты.

— Не дадут ли российские банки оружие США против России? Мы совсем недавно пережили конфликт с замораживанием точек Visa и MasterCard, когда клиенты нескольких банков не могли оплачивать свои покупки. Если инициатива банковской ассоциации будет взята на вооружение, то в заложниках у этих систем могут оказаться все россияне.

— Нет. Функционирование этих систем организовано таким образом, что реально ограничить доступ к денежным средствам за счет отключения от систем Visa и MasterCard могут только у тех людей, которые находятся в этот момент заграницей. Они могут остаться без средств к существованию, потому что других способов, кроме как, снять деньги в банкомате, или рассчитаться в гостинице у них нет, и российских банков там тоже нет.

Здесь в качестве альтернативы можно завести карточку китайской платежной системы UnionPay или японской JCB. Это как страховочная мера, которая может быть рекомендована. Но для внутренних расчетов, а это более 95 процентов от объема расчета с Visa и MasterCard, такой угрозы пока нет.

Банки создали межхостовые соединения, которые позволяют им организовать допуск клиентов к своим деньгам даже при наличии запретов. То есть, клиент не сможет рассчитываться Visa и MasterCard, но он сможет в отделении банка получить доступ к деньгам, либо с помощью интернет-банка, либо, через кассу снять эти деньги или через интернет-банк перевести их с помощью межбанковских расчетов.

То есть, угрозы физической потери этих денег нет. Отмечу, что Visa и MasterCard принимают различные меры для того, чтобы найти компромисс, и надеются, что дальнейшие санкции не будут их касаться. Последний блок санкций никак не отразился на действиях этих платежных систем, и они об этом много говорили.

Как тренд, конечно, переход на безналичные расчеты, это хорошо, это снижает государственные издержки на обслуживание налично-денежного обращения, это расширяет наши возможности пользоваться интонационными платежными инструментами, не только карточками, но и мобильными платежами, интернет-платежами.

Это положительное явление в экономике, но требующее грамотного анализа со стороны государства и решения инфраструктурных проблем, связанных с обслуживанием этих электронных платежных инструментов.

— Если бы банковская ассоциация вышла на Центробанк с инициативой всем российским банкам скинуться на создание собственной платежной системы, при которой каждый банк нес бы определенную долю финансовой нагрузки. Ну, а после этого вышли бы с сегодняшней инициативой на Госдуму.

— Предыдущий опыт показал, что банковский рынок конкурентен, банки конкурируют между собой, а это означает, что они не могут договариваться. Если взять ситуацию до введения санкций, то все проекты Сбербанка в этой области не поддерживались другими крупными игроками. Решений на рынке было несколько.

ЦБ, понимая ситуацию, взял на себя эту функцию, потому что, решение ЦБ обязательно. Он является независимым, как экономически, так и вне конкуренции, понятно, почему. Это более грамотное решение с учетом сложившейся ситуации. Банки бы сами по себе никогда не договорились, потому что они между собой конкурируют.

Читайте также:

Большой ли бумеранг летит на Запад?

Россия vs США — Давид vs Голиаф

Санкции ударят по зарплатам россиян?

Обсудить