Банкир: Деофшоризация не делается за месяц

Экономист: Офшоры - это бельмо на глазу у всей экономики

Председатель Попечительского cовета "Опоры России", заместитель председателя правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, Сергей Борисов рассказал Pravda.Ru, почему не надо спешить с отказом от офшоров.

— Президент и в майских указах, и затем в декабрьском послании Федеральному собранию обозначил одним из главных приоритетов работы борьбу с офшорами. Прошло немало времени, а результатов нет. Почему до сих пор не принято конкретных решений в этом направлении со стороны правительства (хотя Силуанов сразу после декабрьского послании заявил, что решения будут)?

— Офшоры у всего мирового бизнеса, у всей экономики это бельмо на глазу. Это, конечно же, некие преференции в конкурентной борьбе, конечно, это гандикап некий. Весь мир работает пока на офшорах. Это должны быть не резкие шаги, не резкая кампания, а должна быть скоординированная с ведущими мировыми странами политика по единой деофшоризации всего экономического пространства.

Потому что если кто-то будет иметь преференции, мы будем проигрывать, и мы это очень быстро почувствуем. Это же складывалось годами, давайте на это дадим несколько лет, это не делается за месяцы, всем завтра закрыть свои компании офшорные и всем …это будет очень болезненно и нанесет очень сильный удар многим компаниям, в том числе, я уверен, стратегическим компаниям.

Вы понимаете, что наши многие нефтяные компании, энергетические компании, тоже, чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках, работают через офшоры, иначе они провалятся, иначе их на обороте будет обходить другие энергичные ребята, кто еще в офшоре одной ногой задержится. Это те преференции, которые делают рынок, я бы сказал, несправедливым. Человек не за счет производительности труда выигрывает, не за счет качества, не счет инноваций, а за счет конечной цены, которая формируется без налогооблагаемой базы.

— Какие эффективные меры с оффшорами могли бы отвадить бизнес от заграничных банков?

— Открывать компании не в офшорных зонах, вот и все. Какие тут могут быть меры? Палка какая, наказание какое должно быть за это. Люди будут пытаться сохранить статус кво на какое-то время, опять-таки, не потому что они такие аморальные, хотят работать в офшорах, а потому что они хотят сохранить свою конкурентоспособность на рынке, у них будет выбор, ли закрываться, или сохраниться.

Надо все отрасли проанализировать, где как больно ударит офшор, в какие сроки это можно сделать, это должна быть некая системная работа, рассчитанная на определенное количество времени, условно говорю, на 2-3 года, может, и 5 лет на это потребуется. Это все должно начаться с ведущих экономических стран, иначе мы просто сами распишемся, сами себя плеткой офицерской отстегаем, и будем от этого тащиться, зато какие молодцы, ушли от офшоров. Наверное, пример должны показать компании с государственным капиталом, наверное, это правильно. Они должны быть застрельщиками, а потом подтягивать остальных.

— Вообще, офшоры — это безоговорочное зло, или для российский предпринимателей в нынешней российской действительности это единственный выход и возможность уберечь свои сбережения?Какая была позитивная аргументация, когда разрешали офшоры?

— Офшоры — это капельница в те страны, которые хотят развиться, нет, не только от кризиса, которые хотят развивать свои юрисдикции, развивать свою экономику, ну не хватает у них производственных предприятий, не хватает у них научной школы, они сдают просто территорию, и это для них маленькая капельница в их благосостояние.

Может, этим офшорным территориям, которые тоже известны, сказать, ребятки, мы складываемся, все, что вы потеряете, мы вам возместим, мировое экономическое сообщество, в зависимости от тех долей, которые каждая страна, ну закройте, пожалуйста офшоры, потому что они мешают мировому экономическому порядку.

Надо договариваться с офшорными территориями, и сделать для них компенсации определенные. Причем компенсации должны делаться, это может быть организация экономического сотрудничества и развития может на себя взять, в которую входят подавляющее число стран.

Наверно, можно посчитать, какая доля офшорного оборота приходится на конкретную страну, и этим странам, почему они дают это право на низкие налоги, потому что они хотят маленькую капельку от этого отщипнуть. Эти капельки надо собрать и сказать: мы от имени государств-участников этого глобального соглашения компенсируем вам ваши потери, только установите своими законами запрет на открытие такого рода делянок, свободных от налогов.

Я думаю, что они пойдут, эти офшорные территории. Вот вам уже некий общий комплексный подход, и все остаются в равных условиях. Самое главное, чтобы не было во временном диапазоне преференций для каких-то игроков, иначе рынок начнет рушиться. Потом появится черный рынок, и он усилится как компенсирующая мера.

Начать надо с государственных структур, и президент об этом говорил, что есть у нас и компании с государственным участием, которые опять-таки не думайте, что у них какой-то злой умысел. Просто они — те же самые нефтяные компании — хотят быть конкурентоспособны на мировом рынке.

Читайте также: Эксперт: Не надо бороться с офшорами запретительными мерами

Силуанов заставит зарубежных "дочек" расплатиться с бюджетом

Деофшоризация принесет бюджету страны десятки миллиардов рублей

Константин Костин: Проблема деофшоризации имеет три аспекта

Все материалы по теме читайте здесь.

Что нового произошло на главной Pravda. Ru? Посмотри…