Эксперт: Ситуация для Тольятти и для АвтоВАЗа – очень непростая

Эксперт: Кризис АвтоВАЗа весьма вероятен в будущем

Детройт превратился в город-банкрот, известный своей криминогенной обстановкой, а Тольятти пережил промышленный кризис, и не только по-прежнему дает работу населению, но даже показывает экономический рост, во многом благодаря правильным правительственным решениям.

О том, угрожает ли Тольятти судьба Детройта, свое мнение "Правде.Ру" высказал председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

"АвтоВАЗ и его проблемы во многом были связаны с Советским Союзом, с тем, что главная ставка в стране была сделана не на автомобильный транспорт, и уж тем более не на личный автомобиль, а на транспорт общественный. Автомобиль был действительно роскошью, и купить его на свободном рынке было невозможно.

Когда рухнул Советский Союз и была введена рыночная экономика, автомобили стали доступнее, и АвтоВАЗ оказался фактически монопольным владельцем умов и душ российских граждан. Естественно, машины уходили, что называется, "на ура", но это была победа на очень короткий срок, потому что АвтоВАЗ не использовал это время, чтобы модернизировать производство, и чтобы выпускать машины, сопоставимые с тем, что делается на мировом рынке.

Затем рухнули таможенные границы, и люди стали привозить и покупать иномарки, и сравнивать. Сравнение шло явно не в пользу продукции АвтоВАЗа. В том числе и по цене, потому что на Дальнем Востоке подержанные иномарки по цене были доступнее, чем Жигули, Лады и другие марки АвтоВАЗа. Начался достаточно серьезный, глубокий кризис, и в условиях этого кризиса государство не нашло ничего другого, как всячески искусственно поддерживать АвтоВАЗ — и прямыми дотациями, и попытками ограничить ввоз иномарок через заградительные таможенные пошлины, и с помощью других мер.

Были сделаны и разумные шаги, а именно — организация на АвтоВАЗе совместных производств с привлечением иностранных инвестиций, но теми не менее, в первую очередь благодаря цене, произведения АвтоВАЗа продолжали оставаться востребованным на рынке.

Но чем выше уровень граждан, тем больше взоров обращалось в сторону иномарок. И на мой взгляд, главный кризис АвтоВАЗа еще впереди.

Я думаю, Тольятти может угрожать судьба Детройта, так как мы вступили в новую эпоху, связанную с ВТО, и те меры, которые могли быть использованы для поддержки АвтоВАЗа, исчерпаны. Безусловно, есть серьезные проблемы. Кроме того, рано или поздно нам придется предъявлять к отечественным автомобилям те же требования, что существуют в других развитых странах, а именно — обязательные подушки безопасности, обязательно АВС, и в этих условиях стоимость наших автомобилей еще больше возрастет, и конкурентное преимущество будет постепенно теряться. И как ни парадоксально, чем больше будет благосостояние людей, чем лучше будет развиваться в экономическом плане страна, тем меньше будет спрос на продукцию АвтоВАЗа.

В плане массового автомобилестроения мы отстали от зарубежных стран и на востоке и на западе на очень большую дистанцию. Поэтому выжить АвтоВАЗ может только за счет совместных предприятий, иностранных инвестиций, которые там организуются. Это имеет перспективу, потому что в данном случае качество соответствует цене.

Однако что касается традиционных автомобилей, то они будут постепенно сходить на нет, и спрос на них будет падать. Экономический кризис тоже ударит по АвтоВАЗу. Если платежеспособность населения упадет, то покупки всех автомобилей резко понизятся. Государству будет крайне трудно осуществлять поддержку АвтоВАЗа. Поэтому ситуация для Тольятти, для АвтоВАЗа, для всей системы — очень непростая.

Когда я был на АвтоВАЗе в 2006 году, я встретился с руководством, и помню очень характерный разговор с одним из директоров, отвечающим за производство. Я задал ему два вопроса. Вопрос первый: почему ваши основные автомобили не снабжаются подушками безопасности? Это приводит к тому, что в отечественных автомобилях людей гибнет больше раз в пять, чем в иномарках. Он ответил: "Нашим покупателям это не нужно". И второй вопрос: на чем вы сами ездите? Он ответил: "На работу — "на десятке". А не на работу: на Крайслере".

АвтоВАЗ продолжает оставаться едва ли не самым любимым детищем российских властей. Ему прощается все, его поддерживают при самых разных условиях. Действительно, очень трудно отказаться от такой поддержки, но когда сил для нее не будет, а сам АвтоВАЗ не перестроится и для него не станет основным видом деятельности производство автомобилей совместно с иностранными автоконцернами, то тогда кризис и самого завода-гиганта, и города, который при нем находится, весьма и весьма вероятен", — заявил Похмелкин.

Автор Евгения Румянцева
Евгения Румянцева — журналист, спортсменка, марафонец, бывший руководитель службы новостей Правды.Ру *
Обсудить