Эксперт: Контрабандисты обнаглели - маскируют костюмы под трусы

В России ужесточено наказание за контрабандный ввоз одежды и обуви. Что сейчас подпадает под определение "незаконного провоза одежды и обуви" и с какой суммы начинается наказание? Какую долю российского рынка одежды и обуви занимает контрабанда? На эти вопросы Pravda.Ru ответил генеральный директор "Союзлегтексэкспорта", экс-заместитель министра легкой промышленности РСФСР Станислав Зверев.

"Сорок процентов — контрабанда и контрафакт, цифра, официально озвученная замминистра Евтюховым. Наказание начинается с любой суммы. Вы же понимаете, что такое контрабанда, это или провоз вообще без декларации, без оформления, или провоз по другим документам, например, положили костюмы, а пишут трусы. Уменьшая сумму импорта, уменьшают и налоги. За это предусмотрен довольно большой "диапазон" уголовной ответственности — от трех до 12 лет, в зависимости от нанесенного ущерба", — сказал Станислав Зверев.

Одежда и обувь российского производства, по мнению эксперта, занимают не более 17 процентов внутреннего рынка. И отечественная легкая промышленность не может полностью покрыть внутренний спрос.

"Мы полностью импортозависимы. Кроме того, у нас совершенно разрушена инфраструктура текстильной отрасли, мы импортозависимы от тканей. Ткани, фурнитура закупаются за рубежом. Скажем, в Турции — костюмные ткани, материал для постельного белья — в Китае.

У нас стопроцентная зависимость от импортного оборудования, а значит, от технологий. В России все было до 1990 года, у нас были свои ткани, свое технологическое оборудование. Сегодня это уничтожено", — с горечью признал Станислав Зверев.

Сколько времени займет восстановление? Этот вопрос волнует многих. Экс-министр полагает, что многое будет зависеть от позиции минпромторга.

"Легкая промышленность - социально-экономическая отрасль. В каждом малом городе у нас были швейные, трикотажные, обувные, кожгалантерейные, меховые фабрики — градообразующие предприятия. Сейчас везде безработица. Надо создать условия для развития легкой промышленности. Без государственной поддержки, без государственного капиталовложения не обойтись. При желании все можно восстановить за два-три года.

Легкая промышленность — она чем эффективна? До 1990 года легкая промышленность обеспечивала 12,6 процента от ВВП, а сейчас — только один процент. Было 28,4 процента в доходной части бюджета, а сейчас только 1,5 процента", — объяснил корреспонденту Pravda. Ru Станислав Зверев.

Чем хороша легкая промышленность? Во-первых, она решает социальные вопросы безработицы, а во-вторых, здесь самая быстрая фондоотдача. Буквально через полгода швейные потоки способны окупить закупленное оборудование.

"В 19913–1992 годах Гайдар, Лившиц и другие либералы решили, что мы несколько отстаем в дизайне, лучше будем завозить обувь и одежду. И никто за 25 рыночных лет эту ошибку выправить не хочет, не может. Конечно, у нас сегодня нет государственных предприятий. Практически поэтому нет капиталовложений. Из оборудования только то, что при советской власти было, дорабатывает, но износ порядка 60 процентов.

В последнее время было создано много комиссий, каждый год мы ставим вопросы перед президентом, перед правительством, что пора навести порядок, но ничего не меняется. Президент выступает за российские бренды, за то, что мы должны экспортировать, а не импортировать. Нужна политическая воля", — рассказал Станислав Зверев.

В России уже есть конкурентоспособные предприятия. Например, "Юничел", обувное предприятие в Челябинске, лидер по выпуску кожаной обуви. Оно имеет 500 своих фирменных магазинов. "Обувь России" имеет 600 своих фирменных магазинов. Есть производство "Славянка" в Пскове, где шьют отличные костюмы и продают в фирменных магазинах, отметил эксперт.

"Почему производитель сам вынужден продавать? Да потому, что в торговые сети отечественную обувь не пускают. Скажем, "Юничел" продает 100% обуви без возврата в своих фирменных магазинах, а договор с сетями никак не заключит.

Кроме того, с начала 90-х годов, в стране дефицит оборотных средств. Кредиты у нас в десять раз дороже, чем в Китае, в 20 раз дороже, чем в Японии. У нас кредит в банках — более 20 процентов, и тот не дают. Поэтому у предприятий нет денег на рекламу, а вы же понимаете, что бренд — его же надо раскрутить, надо и на внешний рынок продукцию продвигать.

Да и наши СМИ по инерции стереотипно говорят о том, что отечественные товары плохие, импортные лучше. А ведь российская продукция более надежна, более прочна. Мы шьем костюмы, обувь по моделям Запада, и лучше, но стереотип жив", — заключил свой рассказ Станислав Зверев.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить