Потребительское настроение: купи все необходимое до выборов

Российские потребители испытывают редкостный подъем чувств. В январе индекс потребительских настроений, который рассчитывает Аналитическая служба Юрия Левады (до 2003 года — ВЦИОМ), вырос до 100,9 пункта, по сравнению с 95,4 пункта в ноябре.

Впервые за 11-летнюю историю наблюдений индекс превысил пороговую отметку 100 пунктов. Это означает, что среди россиян преобладают позитивные оценки личного материального положения и будущего страны, пишет ежедневная деловая газета "Ведомости".

По словам директора по маркетингу и продажам компании "М Видео" Михаила Кучмента, за первые два месяца нынешнего года продажи в магазинах сети превышают прошлогодние показатели более чем в два раза. При этом люди гораздо охотнее делают дорогие покупки. Директор управления новостроек компании "Миэль-Недвижимость" Наталия Тихоновская также отмечает резкий всплеск покупательской активности, особенно на рынке новостроек. Подъем переживает и производство легковых автомобилей: в январе российские заводы выпустили 78 100 машин, что почти в полтора раза больше, чем год назад.

Положительные прогнозы делают и экономисты. Согласно январскому консенсус-прогнозу "Ведомостей", экономика в 2004 году вырастет на 6 процентов, но по итогам первого квартала аналитики могут пересмотреть свои прогнозы в сторону повышения.

"Рост потребительских ожиданий, в отличие от предыдущих периодов, произошел не столько за счет оценки населением собственного материального положения, сколько за счет надежд на благоприятное развитие экономики в будущем", — считает эксперт Центра развития Диляра Ибрагимова. По ее мнению, на настроение потребителей очень сильно повлиял стабильный экономический рост, сопровождающийся снижением безработицы и увеличением доходов.

Однако сотрудница Аналитической службы Юрия Левады Марина Красильникова полагает, что январский скачок позитивных ожиданий объясняется исключительно предвыборной ситуацией. "Подобные всплески отмечались в каждую предвыборную кампанию", — отметила она.

При этом Красильникова напомнила, что перед прошлыми президентскими выборами рост ожиданий был еще выше: по данным ВЦИОМ, индекс потребительских настроений в январе 2000 года вырос на 12 процентов (сейчас всего на 6 процентов), а индекс социальных настроений — на 19 процентов (сейчас на 8 процентов).

Нынешние темпы роста ожиданий сопоставимы с предвыборной ситуацией 1996 года, когда индекс потребительских настроений увеличился на 6 процентов, а индекс социальных настроений — на 9 процентов, добавила Красильникова.

В свою очередь, президент социологической компании "РОМИР-мониторинг" Елена Башкирова сообщила "Ведомостям", что на вопрос: "Стали ли вы жить лучше, чем четыре года назад?" только 5 процентов респондентов ответили: "Значительно лучше". Без изменений живут 39 процентов опрошенных, немного лучше — 31 процент, немного или значительно хуже — 23 процента.

Обсудить