Чай может стать не по карману многим россиянам

Поклонники чая уже заметили, что цена на него в этом году возросла. Но это еще предел! В Кении, Индии и на Шри-Ланке (основные экспортеры чая) сейчас засуха, а это значит, что чай станет очень дорогим удовольствием.

Прогнозируется, что стоимость черных сортов чая может подскочить до рекордного уровня за все время сбора данных сортов. Сезон дождей в Кении, длящийся с марта по май, пока не начался. Кенийские власти прогнозируют сокращение экспорта чая на 5 процентов в текущем году - до 328 тысяч тонн. Но основные проблемы создаст снижение производства чая на Шри-Ланке до минимума за 7 лет на фоне засухи и подорожания удобрений.

Российский рынок чая полностью зависит от импорта, поэтому климатические проблемы далеких стран скажутся напрямую на российских потребителях. Недавнее исследование рынка чая в России также показало, что в нашей стране есть свое производство чая, но оно почти на 100 процентов базируется на привозном сырье. Что касается уже расфасованного чая, то его доля импорта на рынке - около 60 процентов.

Рублевые цены на этот напиток в последние месяцы уже ощутимо подросли. Если в 2008 году цены в рознице росли на 1-2% в месяц, то в январе 2009 года чай подорожал на 3,4 процента, а в феврале - уже на 6,2 процента, рассказал Bigness.ru директор по развитию компании Денис Молчан.

Аналитик компании «Атон» Ксения Аношина дополнила: согласно данным Росстата по состоянию на 23 марта цены на чай выросли на 13,1 процента по сравнению с концом декабря. Рост цен на этот продукт является самым большим после роста цен на сахар. Общая же инфляция потребительских цен с начала года составила всего 4,9 процента.

Этот рост цен на чай, прежде всего, связан с ростом курсов валют. Ведь поставки из Кении, Шри-Ланки и Индии традиционно номинированы в долларах, в том числе и на российский рынок.

Вместе с тем, эксперты не спешат пророчить падение спроса на чай среди россиян. «Не считаю, что чайный рынок существенно пострадает», - заметила Аношина, - ведь чай традиционно входит в базовую потребительскую корзину. Кроме того, в кризис его популярность может усиливаться, так как чай стоит дешевле, чем соки и кофе, считает аналитик компании «Атон».

Активное переключение российских потребителей с чая на растворимый кофе остановилось еще в 2008 году. Все большее количество людей выражает готовность к отказу от кофе «в силу его более выраженного терпкого вкуса и излишне сильного воздействия на нервную систему», - рассказа Молчан.

Чай также находится в выигрышном положении из-за того, что он традиционно считается в России подходящим напитком для детей, тогда как в потреблении кофе и газировки они обычно подвергается ограничению со стороны родителей, добавил эксперт.

Обсудить