Техногенно-экологическая судьба Арктики решается на Ямале

Представители государств — членов Арктического совета собрались, чтобы обсудить техногенно-экологическую безопасность Северного региона. Международная конференция стартовала сегодня в Салехарде. Участники мероприятия обозначили приоритеты развития арктической территории России.

Столица Ямала на два дня стала центром решения арктических проблем. Там проходит встреча лидеров стран Арктического совета в рамках проведения совещания Совбеза РФ под председательством Николая Патрушева.

Ямало-Ненецкий автономный округ входит в Арктическую зону. В стратегии ее развития, подписанной президентом Владимиром Путиным, Ямалу отводится одна из главных ролей. В регионе уже активно ведется строительство промышленных объектов, обустраивается транспортная инфраструктура.

Арктическая зона — самобытный регион, здесь обитают редкие виды птиц и животных. Свой быт ведет коренное население. Развитие промышленного и экономического сектора не должно привести к разрушению эко- и этносистем.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, площадь Арктической зоны составляет 18 процентов территории страны и 28 процентов мировых арктических владений. На сегодняшний день в регионе открыто 594 месторождения нефти, 159 месторождений газа, два месторождения никеля и более 350 месторождений золота.

Основными участниками освоения полезных ископаемых в Арктике являются Россия, США, Норвегия и Канада. В 2013 году планируется подготовка обновленной заявки для подачи в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Российский сектор Арктики занимает треть ее площади. В РФ традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На сегодняшний день только в Ямало-Ненецком автономном округе насчитывается 14 особо охраняемых территорий общей площадью около восьми тысяч гектаров, что составляет примерно десять процентов всей площади региона.

Кроме того, ведется строительство Севморпути. Проект "Северный широтный ход" имеет ключевое значение для страны. Как отметил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, Арктика — важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств, но и Европейского союза, и стран Юго-Восточной Азии. Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона.

К 2030 году прогнозируется рост грузооборота торгового мореплавания в акватории Северного морского пути — по разным оценкам, от 50 до 80 миллионов тонн в год. Следовательно, будет увеличиваться и нагрузка на экологическую систему. Один из основных принципов эффективного природопользования в регионе заключается в предупреждении и снижении рисков возникновения негативного воздействия на арктические экосистемы.

В рамках работы в Международной морской организации минтранс России участвует в разработке обязательного кодекса для судов полярного плавания, так называемого "Полярного кодекса". Он будет охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах. В развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы судоходства в российской зоне Арктики, 27 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон о Северном морском пути. Уже сейчас особое внимание минтранс уделяет вопросу организации аварийно-спасательного обеспечения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

"Российская Федерация проводит комплексную и целенаправленную работу по экологической безопасности и по обеспечению безопасности мореплавания в Арктике с использованием акваторий Севморпути и созданию благоприятных условий по его эксплуатации и дальнейшему развитию", — сказал заместитель министра транспорта РФ.

На конференции, посвященной техногенно-экологической безопасности Арктики, также выступили представители Арктического совета из Канады, Швеции, США, Норвегии, Исландии, Финляндии, Дании.

Российская сторона представила иностранным гостям документальный фильм, в котором продемонстрировала отечественные технические средства и новейшие технологии по ликвидации последствий ЧС и проведению поисково-спасательных операций в арктических условиях.

Обсудить