Сибиряки подписали контракты на $900 млн на МАКСе-2003

Для сибирских авиапредприятий VI Международный авиакосмический салон (МАКС-2003) ознаменовался целым рядом контрактов. Сибиряки как приобретали авиатехнику, так и продавали. Однако, как считают сами участники выставки, далеко не все эти соглашения (а сумма предварительных контрактов составляет сотни миллионов долларов) будут реализованы. На салоне в подмосковном Жуковском побывала корреспондент "КС" ОКСАНА СНИЦАРЬ.

VI Международный авиакосмический салон проводится с 19 по 24 августа в городе Жуковском Московской области. Свои экспонаты представляют 497 российских и около 150 зарубежных фирм из 38 стран мира. Посетителями выставки стали более 600 тыс. человек.

По мнению организаторов выставки, это крупнейший европейский показ авиатехники, который превзойдет недавний авиасалон во французском Ле-Бурже. Всего представлено более 70 образцов самолетов и 20 вертолетов. Впервые на авиасалон прибыли американские самолеты F-15, F-16 и B-52. Летную программу в небе демонстрируют около 200 летательных аппаратов различных типов, среди которых около 50 — зарубежные. Наряду с тремя известными российскими пилотажными группами — "Русь", "Стрижи" и "Русские витязи" - в программе принимают участие авиаторы пилотажных групп Франции, Италии и США.

Если все договоренности, достигнутые на МАКСе, будут выполнены, парк российских авиакомпаний оснастят новейшими самолетами в рекордные срокиСамой крупной сделкой в первые дни авиасалона стало подписание контракта между ОАО "Омскавиа" и Казанским авиационным производственным объединением (КАПО) им. Горбунова о поставке омской авиакомпании четырех самолетов Ту-214. Самолет предназначен для перевозки 164 пассажиров на расстояния до 7,2 тыс. км и соответствует современным требованиям по уровню шумов.

Поставку машин планируется произвести в течение 2005-2006 годов. По информации "КС", стоимость сделки оценивается в $120 млн. Как рассказал "КС" пресс-секретарь "Омскавиа" Евгений Белкин, предполагается, что новые самолеты будут использоваться на международных авиалиниях, в частности, в Германию. Однако не исключено, что часть самолетов будет совершать полеты и на внутренних линиях. По словам Евгения Белкина, "приобретение новых комфортабельных авиалайнеров может повлиять на увеличение пассажиропотока "Омскавиа". Сейчас на германском направлении мы имеем своего гарантированного пассажира (основной поток составляют омичи), так что вопросы конкуренции на этом направлении нас пока не беспокоят".

О своих намерениях приобрести современную авиатехнику отечественного производства заявила и авиакомпания "КрасЭйр". По словам генерального директора авиакомпании Бориса Абрамовича, в декабре "КрасЭйр" планирует взять в финансовый лизинг ТУ-204 (это будет уже третий самолет этой модели в парке авиакомпании). А в сентябре, по замыслу красноярских авиаторов, парк компании пополнится самолетом Boeing-767, который будет взят в операционный лизинг.

Однако не все планы авиаторов могут воплотиться. По мнению специалистов, такие рамочные соглашения чаще всего играют на имидж авиапредприятий и редко реализовываются. Так, на пресс-конференции "КрасЭйр" было отмечено, что предварительный контракт "КрасЭйр" на приобретение самолетов MD-83 немецкой авиакомпании Germania (о чем широко говорилось в начале прошлого года), скорее всего, не будет реализован из-за проблем с сертификацией.

В авиакомпании "Сибирь", которая впервые в этом году принимает участие в авиасалоне МАКС-2003, не скрывают своих стратегических планов по обновлению собственного авиапарка техникой западного производства. Причем заинтересованность авиакомпании вызывают такие воздушные суда, как Airbus-320 и Boeing 737. По неофициальным данным, "Сибирь" в течение ближайших пяти лет может взять в лизинг до 30 самолетов иностранного производства для использования как на международных, так и на внутренних линиях. Однако в самой авиакомпании от комментариев по этому вопросу воздерживаются.

Сегодня "Сибирь" с помощью своего стратегического партнера — авиакомпании "Армавиа" - использует в Армении два самолета А-320. По словам заместителя генерального директора авиакомпании Александра Виндермута, сейчас разрабатывается проект по приобретению к сентябрю еще двух самолетов типа ATR-42/72 для полетов на региональных линиях в Армении.

В то же время "Сибирь" не отказывается от приобретения и российской авиатехники. Как сообщил директор по продажам авиакомпании "Сибирь" (помощника генерального директора) Игорь Швецов, "главное требование, которое авиаперевозчик предъявляет к самолетам, — достоинства в плане эксплуатации. Мы готовы рассмотреть предложения отечественных авиапроизводителей". Однако пока, как сказал пресс-секретарь авиакомпании Евгений Филянин, изношенность российского авиапарка и незначительное количество выпускаемых сегодня отечественным авиапромом самолетов заставляют перевозчиков делать выбор в пользу иностранных производителей авиатехники.

МАКС-2003 ознаменовался рядом успешных контрактов и для нескольких сибирских авиастроительных предприятий. Так, в среду было подписано соглашение о номинации НАПО им. Чкалова как основного завода, который будет производить сбор и сдачу самолета RRJ, разрабатывающегося компанией "Гражданские самолеты Сухого", АК им. Ильюшина, фирмой Яковлева и американской корпорацией Boeing. По мнению заместителя гендиректора НАПО им. Чкалова Евгения Елгаева, сотрудничество НАПО с такими компаниями дает возможность региональному авиапредприятиювыйти на новые рынки и повысить конкурентоспособность производимой техники. В рамках выставки МАКС-2003 Финансовая лизинговая компания и "Гражданские самолеты Сухого" подписали договор на покупку 30 самолетов семейства RRJ. Для того чтобы освоить производство, потребуется $25 млн. По условиям соглашения, в апреле следующего года этот договор превратится в твердый заказ с последующим финансированием. Начало продаж самолетов RRJ запланировано на 2007 год. По словам генерального директора ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Андрея Ильина, самый пессимистический прогноз — к 2020 году произвести 800 самолетов (из них 500 предназначены для иностранных авиакомпаний).

Однако специалисты считают, что рынок среднемагистральных самолетов уже поделен между мировыми производителями и конкурировать ОКБ на нем будет нелегко.

Как стало известно "КС", в рамках МАКСа активно ведутся переговоры между МЧС РФ и омским авиапредприятием — ФГУП "Полет" о поставке 12 самолетов Ан-3 — улучшенной комфортности, лесопатрульных и десантных. Как рассказал начальник отдела маркетинга "Полета" Сергей Назаренко, вопрос приобретения обсуждается с начала 2003 года, однако ожидается, что на авиасалоне стороны смогут договориться.

Перспективы проекта создания российско-украинского самолета (в этом году ФГУП "Полет" выиграло тендер на серийное производство военно-транспортных самолетов Ан-70) вызывают серьезные сомнения. Несмотря на успешный полет Ан-70, выполненный в рамках МАКСа, главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов так отозвался о технических возможностях самолета: "Ан-70 требует доведения технических характеристик самолета до соответствия нормам безопасности".

Об этом главком заявил в среду на пресс-конференции, состоявшейся в рамках авиасалона. Ан-70 произвел 440 полетов, при этом обнаружилось 382 недостатка, 95 из которых необходимо устранить до начала производства. По словам главкома, сейчас российские и украинские специалисты работают над техническими проблемами самолета. Пока же говорить о запуске Ан-70 в серийное производство рано — ни одного конкретного заказа на самолет нет.

Оксана СНИЦАР Континент Сибирь

Обсудить