Калмыки – трезвая нация. Миф или реальность

Хотим мы этого или нет, но у каждого народа, нации есть сложившаяся репутация. Когда я произношу фразу "Калмыки — трезвая нация", то в ответ слышу, мягко говоря, смех. К глубочайшему моему сожалению, пьянство и наш малочисленный народ в собственных глазах, да и в восприятии других народов, связаны в одну ассоциативную линию.

Считаю, что репутацию, или, как сейчас говорят, имидж, мы создаем сами, а он у нас, калмыков, далеко не идеален. Тем не менее, думаю, каждый человек в силах изменить себя, сломать привычные поведенческие стереотипы. А имидж нации значительно повышается, когда в этом процессе участвует весь народ.

Нам сейчас необходимо найти идею, в которую уверовала бы вся нация, весь народ. Я предлагаю всем жителям, всем патриотам Калмыкии разработать и реализовать 3-х этапную программу:

  • 1 этап — "Калмыки — трезвая нация"
  • 2 этап — "Калмыкия — трезвая нация".
  • 3 этап — "Россия — трезвая нация"

B наше крайне трудное время поиск положительных резервов в самой нации, мобилизация внутренних, духовных и нравственных ресурсов крайне важны и необходимы. Осознание, принятие и реализация вышеуказанной программы должны стать для нас национальной идеей, которая дает силы для решения разных проблем, связанных с выживанием нации, сохранением национального самосознания и его ростом. Если обратиться к истории, культуре, духовности калмыков, — эта идея не нова. В советское время калмыки потеряли одно из условий мудрости ума — трезвость. В народном творчестве было много наставлений о трезвости. Считалось, что алкоголь, несовместим с умом, жизнью, честью и трудом человека. Алкоголь считался ядом для ума, приводящим человека к позору.

Алкоголь раньше использовался только при проведении и исполнении ритуалов и обрядов. Все это говорит о высоком самосознании калмыков, которые идентифицировали себя с трезвостью, мудростью, нравственностью, практикой буддизма. Его Святейшество Далай-лама XIV в свой первый приезд говорил, что калмыки должны вернуть себе утерянную драгоценность, мудрость ума — трезвость, и, если калмыки не будут употреблять алкоголь, они будут счастливы, избавятся от многих страданий, и это будет настоящей буддийской практикой. Имидж передовой, прогрессивной нации сам по себе не придет. Калмыкам придется делать выбор. Очень надеюсь, что большинство выберет трезвость как образ жизни. Как эту программу осуществить? Решение данной задачи, с одной стороны, простое, а с другой — очень сложное, как всё, что связано с контролем ума.

Если каждый калмык захочет стать трезвым, обуздает свои ум и откажется от употребления алкоголя, — это будет очень легко. Если захочет, но до конца не осознает, будет, как и прежде, привязан к алкоголю — путь человека будет сопряжен с большими трудностями. Решение должно приниматься на трёх уровнях. Первый ypовень — личностно-индивидуальный. Каждая личность должна сделать для себя выбор между трезвостью и пьянством. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходима сильная мотивация, решение принимается на благо самого себя, семьи, нации, всех народов Калмыкии. Осознание огромного вреда, который приносит алкоголь человеку, его близким, окружающим, станет ежедневной практикой мудрости, здравомыслия. Второй уровень — семейно-родственный.

На этом уровне глава семьи, глава рода, старшее поколение на благо всех своих близких и всех людей становится примером мудрости, трезвости. Выработка семейных традиций, возрождение национальных ценностей, духовных практик должны стать фундаментом семейного счастья и родовой чести калмыков, воспитания юных калмыков как представителей трезвой нации. Третий уровень — общественно-государственный. Здесь могут создаваться общественные фонды, движения, центры, клубы, которые будут пропагандировать трезвость. Все эти общественные организации должны стремиться к воспитанию у молодежи положительного взгляда на здоровый образ жизни, поддерживать отдельных людей, семьи, коллективы, ставшие на путь трезвости, обобщать их опыт создания общественно-психологического климата трезвости как альтернативы пьянству. И само государство придерживается политики, в числе приоритетов которой трезвость как стратегическая цель в процессе создания нового имиджа калмыцкой нации.

Вся государственная политика министерств и ведомств основана на принципе ненавязчивой пропаганды трезвости. Это будет ее суперзадача. И важно то, что вся эта программа осуществляется без запретов, ограничений продажи спиртной продукции. Все должно базироваться на правовой и демократической основе. Реализация предлагаемой программы должна стать для калмыков духовной практикой, ростом самосознания нации, раскрытием ее лучших черт характера и способностей. У нас малочисленный народ, и если каждый год хотя бы один процент нашего населения будет становиться на путь трезвости, то через сто лет калмыки будут трезвой нацией. Это и есть новый имидж калмыков в новом тысячелетии. В течение последних нескольких, лет я не употребляю алкоголь.

Я принял обет воздержания от спиртного и получил благословение Его Святейшества Далай-ламы XIV. Я на себе испытал полезность и благодать этой буддийской практики и решил поделиться своим опытом с вами во благо всех живых существ. Это плод моих размышлений , моего беспокойства и желания счастья каждому.

Ядма НЕБЛЯЕВ, врач Республиканской консультативной поликлиники,

"Бумбин Орн".

Обсудить