Икра по-черному

"Рыбный рай" на деле оказался не таким уж и рыбным
Как ни скудеют биоресурсы Волги, купить рыбу, в том числе и ценных пород, в городе не проблема. Почти на каждом крупном рынке есть свои "рыбные места". Заглянув на рынок, можно лично убедится в многообразии предлагаемого ассортимента: балык из осетрины — от 400 до 650 рублей за килограмм, стерлядь холодного копчения — по 150-200, белорыбица холодного копчения по 700, балык из сома — до 400 и многое другое. Посетовав на кусачие цены, тут же на рынке мы узнали, что в низовьях Волги те же деликатесы можно приобрести чуть ли не в два раза дешевле. В связи с чем в недрах редакции созрела мысль: а почему бы не проехаться за "дешевизной"?

ОТ ДОХЛОЙ СЕЛЕДКИ ХВОСТ

ВСЕМ сразу захотелось затариться недорогой речной вкуснятиной. Тем более, выяснилось: у одной из наших сотрудниц в Черном Яре живет приятельница, муж которой работает в рыбацкой артели. Рыбаки имеют лицензию на лов, так что можно смело везти "трофеи" через все посты ГАИ. Сказано — сделано. Редакционная машина прибыла в Черный Яр к вечеру. Вдоволь наглотавшись волгоградской и астраханской пыли, мы тешили себя мыслями, что скоро будем лакомиться жирненькой волжской селедкой, воблой или нежным балыком из белорыбки. Правда, тот самый "муж-рыбак" сразу охладил наш пыл, сказав, что лов последнее время крайне паршивый.

И все же рано утром мы с надеждой стояли на крутом склоне Волги. Внизу у берега пришвартовались штук семь артельских лодок, возле которых суетились рыбаки. На вопрос нашего сопровождающего: "Рыба есть?" - хмурые мужики показали парочку жалких "хвостов"? и чей-то явно нетрезвый голос авторитетно отрапортовал: "Да какая на х... рыба! За всю ночь сомик-доходяга, селедка да сазан".

Признаться, такого "облома" мы никак не ожидали. Поначалу решили отправиться в прославленный рыбный Цаган Аман — калмыцкую столицу браконьеров. Ну не с пустыми же руками домой возвращаться! Однако знающие люди нас предупредили. Там, мол, чужих оч-ч-чень не любят, вряд ли станут иметь дело с заезжими покупателями. Но даже если и удастся отовариться, вывезти груз будет весьма проблематично, гаишники "хлопнут" только так. А посему черноярцы советовали ехать сразу в Астрахань. Уж там-то настоящий рыбный край. Что мы и сделали. И, между прочим, на протяжении всего пути на собственном опыте убеждались, насколько правы были наши советчики. Буквально на всех постах ГАИ редакционную машину останавливали и досматривали самым тщательным образом. То ли наши закопченные от солнца и пыли лица вызывали подозрение у сотрудников ГАИ, то ли сыграли свою роль иногородние номера. Просто удивительно, как при таком тотальном милицейском шмоне икорно-рыбным теневикам удается перевозить свой товар из южных регионов до Москвы и северной столицы.

"ВЕЛИКИЙ ИКОРНЫЙ ПУТЬ"

И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, в рыбном бизнесе именно нашей области отведена роль "великого икорного пути". Ежегодно межрайонная природоохранная прокуратура Волгограда рассматривает порядка 10-20 материалов по фактам задержания партий с икрой. Из них, по словам следователя Владимира Кожемякина, уголовные дела возбуждаются примерно в половине случаев. Однако официальные данные — только вершина айсберга. Выявить всю тайно перевозимую продукцию невозможно. Во-первых, ни для кого не секрет, что отдельные стражи порядка не прочь "погреть" на этом руки. А во-вторых, способов доставки — множество. При этом чем больше средств затратил хозяин на транспортировку, тем меньше вероятности, что груз отыщет милиция. Самый дешевый и, соответственно, рисковый — легковой автотранспорт. На пути следования в Москву из 10 постов ГАИ на двух машину точно тормознут. А спрятать товар в легковушке практически негде, да и профи-гаишники на этом деле уже собаку съели. При досмотре классические тайники в дверцах, запасках, канистрах и пр. вскроют в два счета. Другое дело — грузовые машины. Их, конечно, непременно остановят на каждом посту, но габариты КамАЗов, КрАЗов, БелАЗов и прочего крупнотоннажного транспорта открывают преступникам широкое поле для маневра. Как рассказал Владимир Кожемякин, были случаи, когда в прицепе КамАЗа, под завязку груженного трехлитровыми банками с томатами, у самой дальней стены "всплывали" трехлитровки с икрой. Последнюю также находили в фурах под тоннами свежей капусты и других овощей. Еще круче, когда "зернистого нелегала" прячут в прицепе с живыми баранами. Расчет делается на психологический фактор. Только самые дотошные милиционеры захотят в чистой одежде продираться сквозь "ароматный" бараний строй в поисках контрабанды. Икры может и не быть, а все оставшееся дежурство придется "благоухать" навозом. Плюс ко всему, на постах ГАИ не предусмотрены специальные досмотровые группы, так как законом не регламентировано разгружать каждую машину без специальной оперативной наводки. Словом, грузовой автоспособ транспортировки икры, хоть и самый дорогой, но наиболее успешный в икорном бизнесе. Кроме того, для перевозки икры активно используют "челночные" автобусы. За определенную таксу водители не прочь подкинуть чего-нибудь до Москвы, нимало не интересуясь, какой собственно груз им вручили.

Популярный и тоже недешевый — железнодорожный вид транспортировки. Подкупленный проводник без особого риска доставит груз куда надо. Еще надежней отправить товар по реке. Дельцы договариваются с капитаном или командой — и вперед по Волге-матушке! Практически никаких проблем. Осматривать судно стражи порядка могут лишь в том случае, если имеют точную информацию, что на борту икра.

Но даже обнаружить контрабанду — еще полдела. Об успехе операции можно говорить в том случае, если по единственному звену — перевозчику удается восстановить всю преступную цепочку: производитель, посредник, канал доставки, сбыт, покупатель. Сделать это, если партию не "вели" оперативники, крайне сложно. Тот, кто везет икру, добровольно ни в чем не признается. Легенда стандартная: подошел некто, попросил доставить груз, заплатил хорошие деньги, уверил, что товар встретят. А что за люди и чего переправляют — "ведать не ведал и слыхом не слыхивал". Попробуй докажи, что гражданин действительно знал о браконьерской икре, и, тем более, был знаком с отправителем. В противном случае транспортировщику ничего не грозит...

РЖАВАЯ ВОБЛА И "ДУБОВЫЙ" ЛЕЩ

В АСТРАХАНЬ мы прибыли в субботу поздно вечером. А с утра прямиком направились на центральный городской рынок в твердой уверенности: ну, здесь-то мы разживемся рыбкой по полной программе. У входа в ангар расположились человек 100 торговцев-цыган, и рыбы у них было видимо-невидимо. Правда, на поверку вся она оказалось ржавой воблой и "дубовым" лещом. Отмахнувшись от этого "разносола", мы ринулись в заветный павильон. И что бы вы думали? На центральном рынке рыбной столицы в базарный день (было воскресенье) за прилавками уныло восседали парочка торговок с заветренными балыками из сома. Видимо услышав наши возгласы разочарования, невесть откуда материализовался улыбчивый парень: "Рыбки не желаете?" Понятно, что "рыбка" та была явно браконьерского происхождения. Памятуя о неусыпном милицейском дозоре на дорогах, мы решили не искушать судьбу и отказались от предложения. Кстати, на обратном пути на постах ГАИ нашу машину шерстили так же основательно. Чтобы не возвращаться в Волгоград уж совсем без "улова", пришлось ограничиться десятком рыбин, купленных у цыган и парой кусков сомовьего балыка с рынка. Балык, как потом выяснилось, оказался совсем невкусным — сплошной жир.

Наш вояж показал: горожанам вряд ли имеет смысл совершать дальние вылазки в надежде дешевле да к тому же легально купить речные богатства. Лучше уж отовариваться дома. Впрочем, с рыбными продуктами, продаваемыми на волгоградских рынках, следует быть осторожней. Приобретать их у торговцев, не имеющих надлежащих документов на товар, — опасно. Как нам стало известно в природоохранной прокуратуре, в этом году выявлено уже два случая незаконной продажи свежей рыбы осетровых пород, зараженной сальмонеллой. При этом по виду и запаху "вредную" продукцию невозможно отличить от доброкачественной. Согласитесь, обидно выложить за деликатес немалые деньги, а потом еще расплачиваться своим здоровьем.

"СПАСАЕМ!" - БЫЛО БЫ ЧТО...

И НАПОСЛЕДОК хочется вспомнить разговор со старожилом из Черного Яра. Мы сидели под навесом в небольшом подворье и обедали. Хозяйка подала бараний плов и блины. Как-то сам по себе разговор перешел на рыбу. И тут-то старика прорвало. Как он костерил "нонешние порядки", надо было слышать: "Селедки и той не осталось, — ругался он. — Завтра, что ж, совсем никакой рыбы не будет?" Что я могла сказать в ответ? Каждый год журналисты посвящают "рыбной проблеме" не один газетный разворот, и каждый год картина выглядит все более удручающей. Есть ли лечение этой напасти? Готово ли государство изменить ситуацию к лучшему? Эти вопросы по-прежнему остаются без ответа. Зато недавно мы узнали что спасением экологии России занялся сам Президент. И регионы отчитались: "Спасаем!"

Только что спасаем? Разве что-нибудь ценного осталось?

НАША СПРАВКА

По данным Федеральной пограничной службы РФ, главными районами базирования браконьерского промысла на Каспии сегодня являются дагестанское побережье и Калмыкия. Каждый день во время путины в море выходит от 30 до 90 лодок. При этом ежедневный улов только одного браконьерского экипажа достигает 250 килограммов рыбы осетровых пород. По самым скромным подсчетам, примерный ущерб от биотерроризма на Азовском и Каспийском морях составляет 1,5 млн. рублей в сутки. С начала года пограничниками изъято более 19 тонн морепродуктов, 100 лодок и 230 руль-моторов, 250 километров сетей и свыше 1 тысячи различных орудий лова.

ИА "Астраханский регион — южный форпост России"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить