На Балтийском флоте отмечают День памяти военных моряков

В самом конце декабря 1994 года вместе с фотокорреспондентом Александром Гусевым мы работали в бригаде морской пехоты Балтийского флота. Подчиненные гвардии полковника Евгения Кочешкова знали о своей скорой отправке в Чеченскую Республику, поэтому на полигоне шли интенсивные тренировки, стрельбы.

Побывали мы тогда в казармах, на стрельбище, поговорили со многими морпехами. А на прощание в кабинете комбрига Кочешкова провозгласили тост за морскую пехоту, за удачу. Кто знал тогда, что всего через каких-то пару-тройку недель придется поминать погибших товарищей? Кто думал, что спустя несколько лет придется оплакивать Героя России генерал-майора Евгения Кочешкова?

Перебираю фотографии. Молодые улыбчивые лица. Многим из пехотинцев нет еще и двадцати. И не будет…

Младший сержант Виталий Степанов и сержант Алексей Тайков первыми открыли скорбный список балтийской морской пехоты на чеченской земле. Саамы же черным днем для морпехов, как и для всего Балтийского флота, стало 18 января 1995 года. В тот день в ожесточенных боях в Грозном погибли 16 балтийцев. Всего же за две командировки на Кавказ в 1995 году бригада морской пехоты потеряла 46 человек.

Александр Даркович двенадцать лет назад командовал в Грозном десантно-штурмовым батальоном.

- Третья десантно-штурмовая рота под командованием гвардии капитана Шейко захватила два оставшихся подьзда дома и два подъезда следующего, - рассказывает Герой России полковник запаса Даркович. - Закрепились и двое суток отражали контратаки боевиков со стороны дворца. Сам капитан Шейко был ранен и контужен, но не ушел с поля боя, продолжал руководить действиями подчиненных и одновременно корректировал огонь артиллерии по дворцу.

В том бою погиб гвардии капитан Колесников. Старший лейтенант Полковников вызвал огонь артиллерии на себя. Все считали группу погибшей, однако через двое суток она вышла на КП батальона в полном составе, имея одного тяжело раненного матроса.

Включаю диктофон и вслушиваюсь в слова гвардии старшего лейтенанта (ныне майора запаса, Героя России) Димы Полковникова. Он рассказывает как погиб его друг Евгений Колесников.

Именно группе Колесникова было поручено выбить в тот январский день боевиков из здания, которое являлось ключевым на пути к дворцу Дудаева. Неожиданно ударили дудаевские пулеметы, прижав морпехов к земле. Сорвалась атака. И тогда первым под пули поднялся командир.

Подчиненные не отдали тело командира на поругание боевикам, отбили. И тот злополучный дом взяли. Гвардии майор Евгений Колесников, награжденный за бои в Афганистане орденом Красной Звезды и медалью “ За отвагу”, был посмертно удостоен звания Героя России.

Имена гвардии майоров Колесникова, Селькунова, как и всех 46 балтийцев, погибших в Чечне, выбиты на памятной стеле в бригаде морской пехоты. По постановлению Военного совета флота на Балтике 18 января отмечается День памяти военнослужащих, погибших в Чечне.

... На моем рабочем столе – письма от родителей, друзей, учителей погибших.

“Мой сын Дима Калугин призывался в армию из Надыма, - пишет Нина Ивановна Семушкина, – здесь же после гибели и похоронен. Не успел он пожить, полюбить, погиб в 18 лет на никому не нужной войне. За что? Сама я пенсионерка, инвалид, каждый день хожу на кладбище к сыну. Поплачу, поговорю с ним. Наградили Диму орденом Мужества посмертно. Но разве может он заменить мне дорогого сыночка?!

Обсудить