Алексей Рыбников: «Если ты хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе»

«Можно играть хоть носом, хоть чем, но нужно заразить слушателя своей музыкой, своими эмоциями», - говорил учитель Алексея Рыбникова, композитор Арам Хачатурян.

Эти слова стали для Рыбникова одним из главных правил в творчестве. Его яркая, живая музыка, проникнутая непосредственностью, искренностью чувств, помогает авторам фильмов и спектаклей, к которым Рыбников написал музыку, глубже раскрыть творческий замысел. К 60-летию Алексея Рыбникова телеканал «Культура» представляет программу «Линия жизни» (15 июля) и художественный фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (17 июля).

Автор легендарных рок-опер «Юнона и Авось» и «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», совершивших переворот в отечественной рок-музыке, и песен более чем к 100 кинофильмам, большинство из которых принято называть культовыми - «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Тот самый Мюнхгаузен», «Красная Шапочка», «Вам и не снилось», «Звезда», - Алексей Рыбников написал первое музыкальное произведение в 8 лет. Отец Рыбникова, который работал в оркестре Александра Цфасмана, показал произведения сына композитору Араму Хачатуряну, после чего будущее уникального ребенка было предопределено. К 11 годам Рыбников сочинил несколько фортепьянных пьес, музыку к фильму «Багдадский вор» и балет «Кот в сапогах».

Алексей Рыбников вспоминает о своем детстве: «Семья испытывала крайнюю нужду. Я привык, что у нас считали каждую копейку, каждый кусок хлеба. Мама была талантливым художником-дизайнером. Дома она делала очень красивые платки и шляпы и продавала их, чтобы прокормить семью...»

Вообще на долю его предков выпало немало тяжелых испытаний. Прадед композитора по материнской линий был генералом царской армии, все ближайшие родственники - царскими офицерами. Одни погибли в Первую мировую войну, другие - при защите Зимнего дворца... «Бабушка, которая меня воспитывала, - вспоминает Алексей Рыбников, - была тоже замужем за белым офицером. Она рассказывала мне, как везли его, раненого, на телеге, как расстрелял его повстречавшийся им отряд красноармейцев. Бабушке прострелили руки, когда она пыталась закрыть собой мужа...»

Трудно переоценить значение Алексея Рыбникова для отечественной культуры - он написал очаровательные мелодии к самым трепетным, проникновенным, изящным, умным, грустным и веселым советским кинофильмам, мультфильмам и спектаклям, на его счету дюжина инструментальных произведений, балетов и опер. Несмотря на признание и славу, в его жизни не все было гладко. Еще учась в консерватории, он был поставлен перед выбором: либо принять существовавшие тогда нормы в искусстве, либо искать свой путь в творчестве. Алексей Рыбников, главным кредо которого являются слова - «если хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе», - выбрал второе. Власти не очень-то жаловали композитора своим вниманием, профессиональные награды он стал получать лишь в последние годы. А до этого были и запрещения, и обвинения в идеологическом несоответствии советскому обществу, и настоятельные советы для его же блага написать оперу чуть ли не про Павку Корчагина. Но Рыбников остался самим собой и, по собственному признанию, всегда делал лишь то, что хотел…