Источник Правда.Ру

Людмила МАЛЬЦЕВА — о том, как и почему Большой театр наплевал на зрителя

Балет "Нуреев" (18+) о легендарном танцовщике ставит в Большом театре творческая группа под руководством известного режиссера Кирилла Серебренникова.

Данную постановку уже активно обсуждает общественность. На сайте театра сказано: "История о жизни выдающихся личностей всегда привлекала особое внимание зрителей. В новом сезоне Большой театр приглашает вас посетить балетную постановку "Нуреев", которая расскажет о настоящем символе мужского балета XX века — талантливом танцовщике Рудольфе Нурееве".

Но некоторые интернет-ресурсы обрушились с критикой: "В Большом театре готовится постановка пропагандиста извращений режиссера К. Серебренникова — о танцовщике-содомите…".

Публицист Алексей Владимиров написал в "Фейсбуке", что данное "произведенье" является пропагандой содомии, что нарушает действующее российское законодательство. По его словам, "люди, не утратившие нравственного чувства, встревожены готовящимся безобразием".

"Докатились! И эту безобразную пошлятину будут показывать на сцене Большого театра?", — оставляют комментарии интернет-пользователи.

"Это как спор о фильме "Матильда"! Никто не видел, но все воют!!! Давайте посмотрим шедевр и решим, ужас это или нет!", — пишут в "Фейсбуке".

"Ни один танцовщик не повлиял на историю, стиль и восприятие балета публикой так сильно, как Рудольф Нуреев. Он изменил ожидания зрителей… Большее значение имеет не столь количество его зрителей, сколько впечатление, производимое его личностью и самопожертвованием при каждом выступлении. Это явление он выражал таким образом: "На каждом па должен лежать отпечаток собственной крови…", — отмечается на официальном сайте Фонда Рудольфа Нуреева.

Напомним, что в 2011 году криками "Браво!" и "Позор!" закончилась премьера на главной сцене Большого театра — опера "Руслан и Людмила", поставленная режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым.

Кроме того, написанная после революции 1905 года опера Римского-Корсакова в новом прочтении была представлена на сцене Большого театра в 2011 году. Режиссер Кирилл Серебренников создал на сцене живую политическую сатиру. Но зритель остался недоволен; по крайней мере, большая его часть.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к актрисе, культурологу, заслуженной артистке России Людмиле Мальцевой.

— В соцсетях появилась видеозапись с репетиции нового балета Большого театра под названием "Нуреев". Премьера состоится в июле. Но уже сейчас разразился скандал. В откровенных позах и танцевальных па танцовщиков мужского пола, на каблуках, многие склонны видеть пропаганду гомосексуализма. Допустимо ли на сцене Большого театра поднимать такого рода темы? Так их ставить? Нуреев — легендарный танцовщик. Но зачем главному театру страны понадобилась реалистичная интерпретация? Зачем нужен такой провокационный визуальный ряд?

— Начну с того, что я несколько раз смотрела спектакль Романа Виктюка "Нездешний сад" о Нурееве. И там как раз тот самый момент, когда торжествует искусство, когда торжествует то, на что человек положил всю жизнь свою: высочайший профессионализм и гений. Вот когда вектор на это направлен, тогда это срабатывает.

Я не знаю, что толкает на создание таких спектаклей; может быть, какая-то ангажированность, пытаются удовлетворить какие-то запросы. Мы постоянно с этим сталкиваемся в театре. У меня такое ощущение, что сознательно или нет, но идет занижение параметров. Не только в театре, а везде — такая странная горькая и непонятная полоса. Она очень снижает отечественную творческую планку.

Это же страшно! Вот смотришь английский театр — и просто восторгаешься великолепными актерами, их игрой. И именно потому, что подобного не допускается: несмотря на открытость новому они там ориентируются на другие моменты, на другие параметры. Англия — первооткрыватель, они открыты для любых новшеств. Но там все-таки есть какая-то определяющая константа, они ориентируются на нее. Будь-то королевская власть, государство. Соответствуют своей истории, своему положению в мире. У нас тоже всегда это было.

А сейчас… Что у нас происходит? Театры мировой величины, мировой славы — и вдруг оверштаг, по меньшей мере, идет дискредитация.

Я думаю, надо как-то пересмотреть ориентиры на всех уровнях. И поставить точки над i, что вообще происходит. Поль Валери вообще называл нашу отечественную культуру одним из трех чудес света: возрождение, эллинизм и наш "золотой век". И после этого скатиться до того, что сейчас делается? Это совершенно неверно и нелепо. Либо это политизировано, либо ангажировано. Но, во всяком случае, это настолько опасное явление, что нет слов. Молодежь сейчас так сложно ориентировать и направить. Что мы им отдадим с таким подходом? Эта же тема ангажирована на телевидении, в СМИ. Бедные дети! Мы привыкли верить слову. А верить сейчас нельзя. Очень горько, что происходит такое раздвоение.

— Скандальной постановкой стала и опера "Руслан и Людмила", которой открылся театр после реконструкции. Неужели такой курс теперь выбрали сознательно? Люди переживают за Большой театр. Надо ли было именно эту сторону жизни Нуреева выносить на всеобщее обозрение и на сцену главного театра страны?

— Большой театр всегда был государством в государстве. Но раньше было сильное государство, они оглядывались хотя бы как-то на традиции, держали марку. А сейчас столько туда вложено, столько всего непорядочного происходит. Действительно, какая-то обособленность. Раньше Станиславский говорил: "Во всем прав зритель". А сейчас наплевать на зрителя. "А мы так видим: хотите — понимайте, хотите — нет. А мы вот так это подаем". Это ужасно!

Бешено подскочила стоимость билетов — в десятки раз. Это же подумать только: 26 тысяч один билет! Это же безумие просто. А на зрителя глубоко наплевать. Нравится, не нравится, терпи, моя красавица — из той серии. Это при все при том, что в Олд Виг (театр в Лондоне) за четыре тысячи (на наши деньги) можно попасть на Роберто Алани в Ковент-Гарден. Просто непонятные вещи происходят. Наверное, какой-то тайный механизм этим крутит. Мне думается, надо просто очень серьезно к этому отнестись, потому что это духовные вещи — это мина замедленного действия. Она может рвануть в любой непредвиденный момент. Это страшно. Конечно, недовольство нарастает. Это и на периферии происходит: постоянно какие-то афронты непонятные. Мне думается, должна быть выстроена наконец какая-то государственная политика в отношении искусства.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Большой скандал Николая Цискаридзе
Комментарии
В США назвали причину ядерного удара по Москве
Россия сама отдает Выборг Финляндии
Трамп сделал сенсационные заявления о Крыме, Путине и НАТО
Известный футболист рассказал о геноциде, устроенном властями Украины
Сотни рабочих взбунтовались в Тобольске из-за зарплаты
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Раскрыта семейная тайна «фабриканта» Романа Архипова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Министр энергетики рассказал, что в России думают о контракте по транзиту через Украину
В Турции раскрыли детали смертельной ссоры россиянина и украинца
Порошенко велел остановить "провокации России" в Азовском море. Топить будут?
Леонид ИВАШОВ — о создании военно-учебных центров при вузах
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
СМИ Финляндии требуют от Путина вернуть Выборг
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
СМИ: Русский фанат убил украинца за "Слава Украине!"
Британские СМИ нашли "женщину-убийцу" в деле "Новичок"