"Ночной дозор", который покажут через несколько часов в Иркутске уже вовсю крутят в интернете

Сегодня в кинопрокат выйдет экранизация книги популярного фантаста Сергея Лукьяненко “Ночной дозор”. Однако уже не менее двух недель копии фильма, несколько отличающиеся от окончательного варианта, можно найти в Интернете, а в день релиза в продажу могут поступить пиратские диски и кассеты с “Дозором”. Участники рынка предупреждают, что это может снизить доход создателей фильма в несколько раз. “Ночной дозор”, выходящий сегодня в широкий прокат, снял по заказу “Первого канала” режиссер Тимур Бекмамбетов. Премьера фильма состоялась на прошедшем недавно Московском международном кинофестивале. Бюджет картины не разглашается, участники рынка называют цифры, достигающие $5 млн. Александр Семенов, издатель журнала “Кинобизнес сегодня”, предполагает, что с учетом рекламной кампании на “Первом канале” “Ночной дозор” может собрать в кинотеатрах $6–7 млн. По его данным, сам “Первый канал” рассчитывает заработать на прокате $10 млн. Фильм уже давно активно обсуждают поклонники творчества Сергея Лукьяненко на многочисленных интернет-конференциях, где нередко упоминается, что “Ночной дозор” легко разыскать в файлообменных и домовых локальных сетях с выходом в Интернет. Один из них передал “Ведомостям” файл с “Ночным дозором”, загруженный в одной из домовых сетей Москвы. Фильм записан в формате MPEG4 (система компрессии видео), его качество превосходит съемки на бытовую видеокамеру в кинозале, типичную для пиратских копий. Звуковая дорожка в этой версии монофоническая, а первые 17 минут фильма звук совсем отсутствует. Многие спецэффекты откровенно недоделаны — вместо “мгновенного старения” одного из героев фильма на экране отчетливо видно наложение изображения двух актеров.

В розничную продажу пиратская версия “Ночного дозора” еще не поступала — в начале недели его не было ни на “Горбушке”, ни на Савеловском радиорынке. Один из продавцов Савеловского рынка сказал “Ведомостям”, что располагает копией фильма, но на его тиражирование требуется несколько дней. “В любом случае никто не будет продавать "Ночной дозор" до начала кинопроката — чтобы избежать проблем с милицией”, — говорит торговец.

“Мы знаем о пиратской копии, которая гуляет в Интернете, в локальных сетях, и продается кое-где на дисках, — признается пресс-атташе компании "Гемини-Фильм" (прокатчик "Ночного дозора") Вадим Смирнов. — Но это предфинальная копия фильма, сделанная, судя по всему, 3-4 месяца назад. Мы пока точно не можем сказать, где произошла утечка”. По его словам, в этой версии нет половины спецэффектов, озвучивание отличается от окончательного варианта. “Зато есть множество чисто технических вещей, не вошедших в финальную версию, — говорит Смирнов, — пиратский вариант на нее похож очень отдаленно”. Он добавил, что образцы “Ночного дозора” ни на видеокассетах, ни на DVD не выходили — даже для кинокритиков.

“Кража, чтобы копии с монтажного стола, — довольно редкое явление”, — говорит Вячеслав Добычин, гендиректор компании “БиЮАр — Видео”, представляющей в России интересы ряда голливудских студий. А российский фильм подобным образом украден впервые, считает он.

Сам Сергей Лукьяненко уверен, что “чудовищная версия”, которая лежит в Интернете, может лишь испортить впечатление от просмотра. “Я сам посмотрел однажды монтажную версию фильма "Водный мир", — вспоминает Сергей Лукьяненко. — Там вместо сцены взрыва корабля была надпись "Здесь взрывается корабль". Смотреть монтажную версию — это все равно, что в ресторане потребовать у повара вместо готового кушанья подать набор ингредиентов, а потом удивляться — отчего же случилось несварение желудка?” Лукьяненко обещает, что официальный DVD-диск выйдет уже в конце июля.

Продюсер “Бумера” Сергей Члиянц считает, что возможность ознакомиться с фильмом в первую очередь вредит продажам фильма на DVD и видеокассетах, а не кинопрокату. “В кино ходят принципиально другие люди, — говорит он. — Появление пиратских версий может навредить кинопрокату в том случае, если картина окажется слабее ожиданий”. В этом случае, объясняет Члиянц, потенциальных зрителей могут отговорить от похода в кинотеатр друзья, посмотревшие фильм на видео. “Сарафанное радио” может убить такую картину с третьего уик-энда“, — рассказывает он.

“Масштабный выброс ворованной продукции в разгар рекламной кампании очередного блокбастера снижает доход владельцев прав на этот фильм в 4-5 раз, — предупреждает продюсер фильмов "Антикиллер" и "Антикиллер-2" Владимир Кильбург. — В среднем одну кассету или DVD смотрит 4-5 человек”. Александр Семенов из журнала “Кинобизнес сегодня” считает, что прокатчики могут потерять до 20%. А Олег Березин, гендиректор компании “Невафильм”, считает, что пиратский “Дозор” появился достаточно поздно и может отразиться только на продажах легальных DVD.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *