Искусство заигралось с новыми технологиями

Проект «Победа над солнцем» открывает в Государственном центре современного искусства программу «Наука и искусство». Его участники уже несколько десятилетий постоянно осуществляют авторский диалог с научной образностью, технологиями и научными инструментальностями. Это новейшее художественное сознание рассматривает человека в целостной системе природы и цивилизации.

Вернисаж проходит под эгидой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Государственного Центра современного искусства (ГЦСИ) и Немецкого культурного центра имени Гете в Москве.

Системный подход, свойственный фундаментальным научным парадигмам, Вадим Космачев (Россия-Германия) и Габриеле Лайдлофф (Германия) органично переносят на визуальную образность искусства, формируя новую единую зону взаимодействия науки и культуры.

Вадим Космачев, в 1960–70 годы прошлого столетия представляющий альтернативные формы независимого искусства, давно использует в своих стратегиях «антенные технологии», просматривая художественные произведения как проводник, медиатор между миром природы и миром художественной (искусственной) среды. Его действующие модели «экологической» эстетики способны покидать бескорыстие художественного пространства и реально функционировать в практике производственных энергетических зон. Художник неоднократно получал за реализацию своих проектов высшие научные награды в Германии и Австрии, превращая объекты радикального искусства в энергетические комплексы крупнейших производственных баз и научных центров Германии и Австрии.

В проекте «Победа над солнцем» Вадим Космачев представляет инсталляцию из действующих моделей («Квадрат», «Экологическая живопись» и объекты «лаборатории экологии», созданные за последние три года).

Художница из Германии Габриеле Лайдлофф – представительница одного из новейших направлений в современном актуальном искусстве, существующего в визуальном пространстве образных исследований нейро-систем человеческого мозга. Визуализация мыслительных процессов, прямая трансляция внутренней психической жизни человека на экранную проекцию превратилась в стратегиях Габриеле Лайдлофф в абсолютно уникальную пластическую систему.

Ее образность наделена интерактивными свойствами, где зритель обретает возможность стать участником, субъектом инсталляции, вступая в контакт с «живыми технологиями» художницы и в таком диалоге расширяя зону эстетической территории. Инсталляции Лайдлофф создают особую многомерность и визуальную многослойность в своих художественных функциях, увеличивая эстетическую информационную площадь и контекст прямо пропорционально участию зрителей. Они открывают феноменальное, «мерцающее» состояние искусства, где встречаются элементы современного супершоу и научная лаборатория.

Творческий видеодуэт Алины и Джефа Блюмис (США) уже свыше десятилетия разрабатывает в радикальных технологиях проблему памяти – ее слоистость, ее инертность, консервативность и одновременно ее инфляционность. Художники используют флуоресцентные экраны, сохраняющие изображения и после завершения видеосигнала. Свой проект «Пространство памяти» они реализуют в двух (бинарных) состояниях, как образность универсального кода – 0 и 1. Выстраивая систему малевического «прибавочного элемента».

Образность комментария, интеллектуальной рефлексии в проекте «Победа над солнцем» представляет художник и теоретик Дмитрий Булатов (Россия), предлагающий рассматривать понятийные процессы человеческого мозга в визуальных стратегиях. Эта часть Проекта напоминает кабинет ученого, исследователя, ученого, где в наглядных схемах, диаграммах и чертежах скрытые внутренние состояния мышления обретает визуальную наглядность как феномен сновидений.

Выставка пройдет с 30 января по 25 февраля

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *