Открылась персональная выставка Павла Филонова

Выставка "Павел Филонов. Очевидец незримого" открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

Интерес к творчеству Павла Николаевича Филонова, русского художника и теоретика искусства, представителя футуризма, одного из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века с каждым годом только растет. Наиболее известные работы Филонова - "Трое за столом", "Пир королей", "Крестьянская семья", Цветы мирового расцвета", "Перерождение человека".

Павел Филонов родился в Москве 8 (20) января 1883 года в семье кучера. Рано осиротел. В 1897 семья, оставшаяся на попечении сестры Александры, переехала в Петербург. Первые значительные произведения Филонова, как правило написанные в смешанной технике на бумаге («Мужчина и женщина», «Пир королей», «Восток и Запад», «Запад и Восток»; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.

После революции художник испытывал все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок. Большая часть картин и рисунков Филонова "внемерна" и, как и у многих символистов зависит от субъективного импульса художника до такой степени, что зритель способен лишь на частичное их восприятие. Филоновские картины поражают силой воображения, дерзкими стилистическими сочетаниями и как бы лоскутной фактурой, однако, в конечном счете, их невозможно прочесть, т.е. документально истолковать или изложить сюжет, рассказывается на сайте filonov.org.ru.

Он жил как передвижник до революции, подчинив все задачам творчества, жестоко бедствовал и позже, особенно в 30-е годы, ведя полунищенский образ жизни. Умер Павел Филонов в Ленинграде 3 декабря 1941 года.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить