В Театре Армии артистов балета раздели догола

Вчера на сцене Театра Российской армии завершились гастроли известной германской танцтруппы под руководством Саши Вальц. Немецкий хореограф, давно ставшая желанным гостем в Москве, на этот раз привезла свой самый эпатажный спектакль под названием «Тело». Российская презентация балета выглядела театром в театре.

Вчера ровно в 19.00 с истинно немецкой точностью артисты открыли танцевальное шоу. На темной сцене двое парней в черном отвешивали поклоны свесившейся из дыры в черной стене человечьей ноге. Тем временем зал неспешно наполнялся зрителями. Из-за медленной работы охраны, потрошащей сумки театралов, перед театром выстроилась длинная очередь, которая рассосалась лишь часам в восьми вечера.

В 19.14 на свои места неспешно проследовали представители французского дипломатического корпуса. В 19.17 в партере материализовался берлинский бургомистр со свитой. Господа иностранцы долго раскланивались друг с другом, загораживая зрелище доброй половине зала. «Дайте ж посмотреть», – возмущалась воинственно настроенная молодежь. «Без бургомистра ничего не начнется», – урезонивали ее секьюрити.

В 19.20 в зал вошел глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой, с которым захотела пообщаться половина особо важных персон партера. В 19.26 в углу сцены появилась виновница вечера хореограф Саша Вальц в черном костюме. Сложив руки на груди, она мрачно мерила взглядом невменяемый зал. «У кого-нибудь есть либретто? – выкрикнула из амфитеатра, заглушая перезвон мобильников, пожилая балетоманша. Молодежь подняла ее на смех. Ведь в современном танцевальном спектакле есть все – музыка, пение, силовая акробатика, клоунада, эротика, кровь, видео и пиротехнические эффекты, настоящие драматические сцены с монологами танцоров и бог весть еще что – но не сюжет, который можно втиснуть в каноны традиционного балетного либретто. «Тело» Саши Вальц не было исключением.

Немецкий хореограф, которую давно зовут наследницей авангардных традиций великой Пины Бауш, в Москве бывала не раз. К примеру, пять лет назад она привозила сюда забавный камерный спектакль «Аллея космонавтов», где танцоры разыгрывали жизнь бюргеров в одном из «спальных» районов Берлина. После него «Тело» выглядит прямо-таки монументальным зрелищем, где участвуют 13 актеров. Судя по всему, их задача – продемонстрировать все прелести человеческого тела (женского и мужского) и разъяснит, как ими пользоваться. В этом «балете» обнаженная китаянка рассказывает по-английски с немецким акцентом, как она по утрам чистит зубы (при этом демонстрируя залу свои крепкие ягодицы), моет глаза (пальцами поглаживает грудь), завтракает (трогательно чешет коленку)... Партнер-немец тем временем на заднем плане пытается перевести правильно ее речь на язык тела (скалит зубы, трет глаза и делает вид, что жует). Потом зрители внезапно увидят его под потолком, откуда он спускается по стене... на лыжах. Описать все чудеса телесных открытий немецкой королевы модерна в новом спектакле просто невозможно. Шокирующая простота геометрических перестроений, загадочные рисунки мелом на стене, танец девушки с трехметровой длины волосами, распятыми на шестах, заставили притихнуть всех в зале – от важных персон до балетоманов со стажем. Зал, как загипнотизированный, смотрел странную мистерию два часа подряд. Забыв про мобильные телефоны.

"Новые Известия"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *