Классический азербайджанский балет с аншлагом прошел в Москве

"Русский балет" представил публике такую постановку "Семи Красавиц", которая понравилась бы самому автору балета.

"Семь красавиц" называют вершиной творчества Кара Караева — великого советского азербайджанского композитора. Знаменитый дирижер Евгений Светланов говорил, что, сочиняя музыку этого балета, Караев поднялся до уровня мировых достижений в этом жанре. Последний раз в России этот балет ставили в 2008 году. И вот — новая премьера, которую российской публике представляет театр "Русский балет" и благотворительный фонд Вячеслава Гордеева. Постановка приурочена к Году литературы в России — ведь в основе "Семи красавиц" лежит поэма классика азербайджанской поэзии Низами Гянджеви. Так артисты намерены в который раз открыть для зрителей культуру Востока во всей ее невероятной красоте, богатстве и гуманистической универсальности.

"Это подлинно симфоническое произведение, богатое изумительными мелодиями, разнообразием красок, ритмов, наполненное восточным ароматом и темпераментом", — говорит Вячеслав Гордеев о "Семи красавицах". Постановку балета, который представляет собою гордость азербайджанской и, шире, мировой культуры, осуществил экс-премьер Азербайджанского театра оперы и балета, заслуженный артист Азербайджана и России, профессор ГИТИСа Виталий Ахундов. В прошлом он сам блистательно исполнял главную партию шаха Бахрама. И кстати, в мае этого года Ахундов с успехом поставил еще один классический балет на музыку азербайджанского композитора — "Тысяча и одна ночь" Фикрета Амирова. Критики отмечали тончайшую работу с материалом, который требовал не только профессионального мастерства. "Я 30 лет прожил в Баку, а 30 лет прожить и не впитать восток — так не бывает. Не каждый простой хореограф поставит восток, восток надо знать, его чувствовать надо, там все совсем другое", — говорил Виталий Ахундов в канун премьеры "Тысячи и одной ночи". Сегодня, после премьеры "Семи красавиц" и успеха балета у публики, можно говорить, что "чувство востока" и на этот раз не подвело выдающегося балетмейстера.

Билеты на балет были раскуплены за несколько дней, спектакль прошел при аншлаге. В зале присутствовал и сын композитора, выдающийся музыкант, профессор Московской консерватории им. П. И.Чайковского Фарадж Караев. "Отец чрезвычайно ценил постановку Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова в Бакинском театре оперы и балета. Постановка Виталия Вячеславовича — это авторская редакция той работы, и это было очень хорошо", — говорит Фарадж Караев.

Интересно, что в эти же дни "Семь красавиц", но уже не балет, а спектакль выходит в качестве премьеры в Русском драматическом театре Литвы. "Так подтверждается простая истина, что культура одного народа всегда найдет отклик в культуре другого, — говорит директор Центра российско-азербайджанской дружбы Наталия Красовская. — Музыка Кара Караева, стихи Низами, режиссерское и хореографическое мастерство Виталия Ахундова, — все это дает тот результат, который понятен любому человеку, вне зависимости от его национальности. Наши культурные коды едины, они сплачивают нас, помогая нам понимать друг друга".

Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев, в свою очередь, отмечает тот факт, что в российском обществе высок интерес к азербайджанской культуре. Немалый вклад в это вносят деятели искусства, которые постоянно знакомят жителей России с лучшими произведениями азербайджанской музыкальной и театральной классики. В свою очередь, русская культура хорошо известна и востребована в Азербайджане. "Это говорит о глубине связей между нашими народами, которые, несмотря на все различия, давно с полным правом можно назвать братскими. Ведь того, что нас объединяет — намного больше", — уверен депутат.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *