Театральный критик рассказала о скандалах вокруг спектаклей

Театральный критик: Творческие баталии развивают театр, скандалы его душат

Волна довольно крупных скандалов в театральной среде прокатилась по российским регионам, и все они связаны с проблематикой госдотаций. Чего только стоит набивший оскомину скандал с "Тангейзером" в Новосибирске, который раздули до невообразимых размеров. В частном театре постановка "Тангейзера" с любыми христианскими или другими атрибутами прошла бы незамеченной. Зачем и кому нужны скандалы на пустом месте? Прокомментировала ситуацию в интервью Pravda.Ru критик и главный редактор журнала "Театр" Марина Давыдова.

"Я думаю, что это в равной степени делается и намеренно, и ситуативно. Создан некий контекст, в котором такие скандалы будут возникать то там, то сям, поводом для них могут послужить самые неожиданные иногда и совершенно меркантильные вещи. Но дело не в конкретных скандалах и поводах к ним, а в некой общей атмосфере, когда на повестку дня ставятся вопросы, вроде бы уже нашедшие решение. Например, можно ли за государственные деньги выпускать спектакли, которые раскалывают общество. Что значит — раскалывают общество? Начнем с того, что значимые спектакли очень часто (начиная как минимум с эпохи Романтизма) раскалывали зрительный зал. Вспомним битвы вокруг "Эрнани" Виктора Гюго. Более того, в западных странах люди, если им не нравится спектакль, обычно сидят до конца и в конце кричат "бу". И самые сильные мои впечатление последних лет связаны как раз со спектаклями, после которых половина зала кричала "бу", а другая половина "браво". То есть со спектаклями, раскалывающими зал", — заявила Марина Давыдова.

Театральный критик подчеркнула в беседе с корреспондентом "Правды.Ру", что абсолютная свобода художника — это миф. "Любой художник ограничен Уголовным кодексом, как и каждый человек. Но никаких иных ограничений кроме УК для художника не должно существовать. Более того, искусство должно быть пространством гораздо большей свободы, чем жизнь. Ведь там, где все понарошку, можно позволить задавать самые острые вопросы, давать на них неоднозначные ответы. Грубо говоря, артист по сцене может бегать голым. Но если он побежит голым по Тверской улице и его арестуют, я не буду иметь никаких возражений против этого. Потому что он уже вышел в пространство жизни. В жизни материться плохо, а на сцене мат может способствовать решению эстетической задачи, например, показать определенный слой общества. А у нас же все совершенно наоборот — ругайтесь, материтесь в быту, но не дай бог сделать это на сцене ".

Главный редактор журнала "Театр" рассказала, как зачастую реагирует на скандальные постановки российский зритель. "Услышав мат на сцене, он выходит из зала и тут же начинает яростно материться на улице по поводу того, что он услышал мат на сцене. Это как раз то, что себе не позволит никакой немецкий зритель, он понимает, что там это было в предлагаемых обстоятельствах, а за пределами театра ты материшься по-настоящему. Искусство — это пространство свободы. А жизнь — это пространство ответственности. Это простая истина, но ее у нас до сих пор не могут понять".

Корреспондент "Правды.Ру" спросил у критика, остались ли еще в России экспериментальные театры в подлинном смысле этого слова? Где эксперимент не ради эксперимента, а ради высшей цели?

"Эксперимент может возникнуть и на сцене какого-нибудь вполне академического театра, например, Московского художественного театра. В чем задача искусства? Наверное — разгадывать тайну жизни. Если человек художник, он все равно в большей или меньшей степени экспериментирует. В том, что он делает, и содержится элемент поиска, его собственного первоначального незнания чего-то. Никто не ставит лабораторный опыт ради самих опытов. Он делается ради результата. Я сама знаю массу экспериментальных спектаклей, я писала на них целую гору каких-то отрицательных рецензий. Но это было мое мнение, я его высказывала спокойно. Раньше все существовало в рамках дискуссий, споров, творческих баталий по эстетическим поводам. А сейчас, когда ты понимаешь, что за этим последуют репрессивные действия, критиковать страшно. Джин выпущен из бутылки, он витает над нами, никогда не знаешь, в каком месте следующий раз рванет. Это абсолютно нездоровая обстановка", — заключила Марина Давыдова.

 

Читайте также:

Валентина Талызина: "Мне налили поровну…"

Светлана Захарова: Без балета нет страны

Станислав Говорухин: Голливуд надо истребить

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить