Музейные истории затмевают детектив

Государственный Исторический музей один из самых богатых музеев мира, хранения которого насчитывает несколько миллионов предметов старины. Коллекции музея - это история нашей страны, ожидающая своего экскурсовода, который сможет оживить историю молчащих предметов.

В 2006 г. было сделано восемь фильмом цикла "Вещественное доказательство", показ которых вскоре начнется на канале «Культура». Предпоказ сериала состоится 13 октября в Государственном Историческом музее.

Телевизионные фильмы цикла призваны подстегнуть интерес зрителя к отечественной истории. Они интересны разной аудитории – детективный сюжет-расследование, новые факты, биографии великих и совершенно неизвестных героев, драматические перипетии событий, едва знакомых по страницам школьных учебников, обладают притягательной силой. Прошлое далеко не безразлично человеку, живущему здесь и сейчас, пробуждая фантазию, расширяя кругозор, заставляя находить параллели с сегодняшним днем, оно всегда окутано тайной. Фильмы рассказывают о памятниках, хранящихся в музее, образно и ярко реконструируют события, свидетелями которых они были.

Сюжеты истории часто намного выигрышнее придуманных детективов – зритель знает вехи истории страны, а потому понятен его интерес к деталям расследования, к любовным интригам, шпионским похождениям знатных аристократов, рядящихся под фланирующих по свету бездельников, за тайными агентами из мелких дворян, мечтающих шпагой или палашом заложить основу благополучия своей фамилии… Таких сюжетов не счесть.

Экспонат музея – отправной момент в историческом путешествии, где зрительный ряд может расширяться – перетекая из тщательно изучаемой объективом старинной гравюры, письма, чертежа под стены Псковского кремля, осажденного Стефаном Баторием, скакать с гонцом по Астраханским степям, везя донесение царю Петру Алексеевичу в Дербентский поход, замирать статичной картиной в жарком Бахчисарае, где плетутся нескончаемые интриги украинских шляхтичей и запорожских гетманов против Москвы, или, наоборот, принимается очередное российское посольство и сладкоголосно и напевно провозглашается вечный мир и покой на все времена.

Схема каждого фильма проста: вещь – человек – событие – эпоха. Сюжет заканчивается неким обобщением.

Ведущий – экскурсовод и участник событий – его цель вовлечь зрителя в историческое действо. Он перемещается из фондового хранилища к местам, где разворачивались события, садится в карету, запрыгивает на возок, тащится с обозной телегой по проселочной дороге. Ведущий надевает воинский доспех, показывая, как он удобен или, наоборот, неудобен, тяжел, пытается рубить мечом, наглядно показывает-поясняет устройство того или иного механизма. В случае костюмированной реконструкции эпизода ведущий может быть одним из актеров. В программах использованы актерские реконструкции исторических событий, видеохроника, фрагменты художественных фильмов.

Сериал « ВЕЩЕСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО»:

ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ « СВИДЕТЕЛЬ САМОЙ ИСТОРИИ»
Фильм является своеобразной визитной карточкой сериала. В динамичном повествовании, рассказывается история создания Государственного Исторического музея, некоторые вехи развития. Показывается невидимая посетителям жизнь – работа в фондах, подготовка экспозиций, обработка поступающих предметов. Зритель вводится в проблематику сериала, ведущий, как бы прочерчивает основные направления, которые будут расширены в последующих сериях.

ФИЛЬМ ВТОРОЙ « ОПРИЧНИК И ШЕКСПИР»
Мало кто задумывается над тем, что времена правления Ивана Грозного и времена Елизаветы Английской совпадают. Суровое русское средневековье и начало рассвета Великобритании совпадают по времени, но не по духу. Однако, именно в ту пору, закладываются российско-английские отношения. О становлении и развитии дипломатических отношений Англии и Московии в начале 17 века рассказывает фильм. Основной канвой сюжета выступает история портрета посланника в Англию Григория Ивановича Микулина. История необычная и во многом детективная.

ФИЛЬМ ТРЕТИЙ « ПАЛАШ ИЗМАЙЛОВА»
Судьба дворянина в России во все времена была нелёгкой. История меча, принадлежавшего рязанскому дворянину Ивану Васильевичу Измайлову, разворачивается на фоне исторических событий Смутного времени. От правления Лжедмитрия до народного восстания под руководством князя Дмитрия Пожарского и купца Козьмы Минина. Фильм –документально-историческое расследование, гипотеза о возможной принадлежности данного меча Лжедмитрию Первому.

ФИЛЬМ ЧЕТВЁРТЫЙ «ЧУГУННЫЙ СВИДЕТЕЛЬ»
Мало кто задавался вопросом, что за столп стоит на Красной площади в первом акте оперы М.П.Мусоргского «Хованщина»? Что за надпись на нём нанесена? А между тем стрелецкие столпы конца 17 века – первые памятники внутренним историческим событиям, связанным с приходом к власти царевны Софьи. Раскручивая пружину интриги, исследуя историю единственной сохранившейся с тех лет чугунной плиты, фильм повествует о грозном начале царствования Петра Первого, его борьбе со стрельцами и сестрой-царевной Софьей.

ФИЛЬМ ПЯТЫЙ «ТЕНЬ СУДЬБЫ»
Висит в Государственном Историческом музее картина крупнейшего русского академиста Генриха Ипполитовича Семирадского «Похороны руса». По духу своему, картина –отражение важных исторических перемен проходивших в эпоху становления Древней Руси. Разворачивая сюжет картины Г.И.Семирадского, фильм вводит зрителя в проблематику отечественной археологии, рассказывает о викингах и русах, раскрывает романтический древнеславянский мир.

ФИЛЬМ ШЕСТОЙ « СТЕКЛЯННАЯ ШУТКА»
Фильм рассказывает о начале русского стекольного дела в Измайлове в середине 17 века, по личному распоряжению царя Алексея Михайловича. Предметом, вокруг которого строится рассказ, выступает сохранившийся до наших дней стеклянный кубок – шутиха, один из тринадцати, хранящихся сегодня в коллекциях стекла крупнейших музеев мира.

ФИЛЬМ СЕДЬМОЙ « ГЛОБУС ПЕТРА ВЕЛИКОГО»
Удивительная история глобуса-путешественника, созданного в Голландии в середине 17 века знаменитой семьёй картографов Блау. По преданиям глобус этот был куплен царём Алексеем Михайловичем, однако авторы фильма убедительно доказывают, что глобус сей был выторгован посланником Петра Первого Кристофером Брантом в Голландии позже для обозрения и обучения курсантов будущей Навигацкой школы. Сквозь увлекательную историю приключения глобуса в России зритель знакомиться с изменениями в географических познаниях россиян начала 18 века.

ФИЛЬМ ВОСЬМОЙ «МЫ БЫЛИ»
Личность и жизнь Якова Вилимовича Брюса – «птенца гнезда Петрова», потомка шотландских королей, «чернокнижника и колдуна», до сих пор вызывает к себе интерес. Кто же он был на самом деле? И кто эти люди- фавориты, царедворцы, новая русская аристократия? Выскочки или выдающиеся самородки? Шарлатаны или глубокие учёные? Разворачивая и рассматривая хранящееся в ГИМ знамя Брюса, авторы фильма, словно свиток раскручивают некоторые малоизвестные страницы биографии Якова Вилимовича Брюса, которые позволяют зрителю полнее представить образ великих людей России.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *