Сотрудникам Эрмитажа вручены гранты Благотворительного фонда Владимира Потанина

В конце ноября в Эрмитажном театре прошла ежегодная, шестая по счету, церемония вручения грантов Благотворительного фонда Владимира Потанина 100 сотрудникам Государственного Эрмитажа.

К торжественной церемонии были подведены итоги неформального опроса получателей грантов. Так, выяснилось, что их общий трудовой стаж в Эрмитаже составляет 1892 года (почти 2 тысячелетия!). Самый большой личный стаж —57 лет самый маленький — 1 год ( «и за такое короткое время можно успеть принести пользу Эрмитажу»).

В ответах на вопрос «Ваши увлечения?» чаще всего встречались слова «природа», «путешествия» и даже спорт (13 человек).

На вопрос о профессиональных мечтах все дружно отвечали «участие в новых проектах Эрмитажа».

А на вопрос о личных мечтах многие вместо ответа поставили прочерк. Остальные же написали: «хорошо воспитать детей» (или внуков), «написать книгу» (кто — научную, а кто и «бестселлер в духе ретро»), «совершить кругосветное путешествие», «вырастить что-то на дачном участке» (кто — яблони, а кто — «аккумулировать лаванду в условиях Северо-Запада России»).

Этот общий будничный портрет как в рамку гармонично вписался в слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о том, что к списку получателей гранта не надо относиться как к своеобразной «доске почета». Поскольку и конкурсная комиссия по грантам при участии представителей Фонда Потанина, и ученый совет музея, проводя экспетизу представлений на грант, руководствовались одним критерием — поиском ресурсов для дальнейшего развития Эрмитажа. «Речь шла не о распределении денег, а о вкладе сотрудников музея в его будущее. Это было нелегко, поскольку в работе такого музея невозможно выделить что-то главное и что-то второстепенное. Здесь главное — все», — подчеркнул Пиотровский.

Потому заседали, в общей сложности, 15 часов:

Больше всего (17) грантов «на» и «за» получили реставраторы: за работу над стенной росписью «Бодхисатва Манчжурши со свитой» — памятником средневекового Востока; на завершение работы над пятнадцатью витражами из Мариенкирхе»; на реставрацию каминного стеклярусного экрана; на усовершествование методики реставрации росписных китайских шелковых обоев конца XVII-начала XVIII веков Меншиковского дворца; за проект комплексного исследования картины «Мадонна с младенцем» Бьяджо д,Антонио; на завершение реставрации акварелей Садовникова «Виды Петербурга» и другие работы.

Большая группа сотрудников получила гранты за фотофиксацию и создание электронных каталогов. В частности, за создание базы данных и электронной топографии экспонатов, находящихся на постоянных выставках «Музей геральдики» и «Мемориальная квартира» в Константиновском дворце; за завершение фотофиксации музейных предметов, находящихся на временном хранении в Меншиковском дворце; за подготовку электронного каталога деревянных предметов из раскопок Старой Ладоги и неолитических свайных поселений Северо-Запада России; за создание электронной топографии постоянных экспозиций в Зимнем дворце, Главном штабе, Зимнем дворце Петра I; на составление компьютерной базы изображений открытого хранения мебели и «на» или «за» другие работы.

Перечень тем грантов — своего рода экскурсия по Эрмитажу, по его знакомым и новым залам и уж совершенно незнакомым редакционным и техническим отделам. Так, гранты получили 5 сотрудников, написавшие монографии. И здесь название темы звучит как приглашение к путешествиям: «Буддийская живопись из Хара-Хото», «Геральдика генуэзского Крыма: конец XIII-первая треть XVI в»:

Героями дня стали социологи (1 грант за завершение работы «Публика временных выставок, посвященных российским монархам»), создатели мультимедийных программ, дизайнеры постоянных экспозиций и временных выставок, редакторы, работники библиотеки, работники пресс-службы музея.

Грантов удостоились также юристы Эрмитажа (2 гранта за создание новой юридической системы работы музея), финансисты (3 гранта «за разработку системы бюджетирования») и 5 авторов новой системы охранной сигнализации Эрмитажа. Система называется «Центурион» и включает 30 тыс. адресов (предыдущая имела всего 2 тыс. адресов).

Счастливые обладатели грантов в кулуарах встречи уже «тратили» свалившиеся внезапно деньги, Кто-то на покупку компьютера, кто-то на поездку в музеи Италии, Мехико, Испании:

Самого Владимира Потанина на торжествах не было. Его денежную империю представляла генеральный директор Благотворительного фонда Лариса Зелькова. По ее словам, «включение неспецифических для музея направлений поддержки кажется необычным лишь на первый взгляд : музей, в особенности такой, как Эрмитаж — это сложный организм и для того, чтобы успешно развиваться, он должен соответствовать запросам времени, внедрять разнообразные управленческие и технические новации».

Михаил Пиотровский свое обращение к собравшимся начал со слов благодарности Фонду Потанина «за идею и ее воплощение» и особенно подчеркнул, что в наши дни «гранты благотворительных организаций являются крайне важной формой интеллигентной конкуренции и одновременно помогают сохранить в определенной степени независимость культурного процесса от бюрократической процедуры».

В этом году получателями грантов Фонда Потанина стали всего 5% сотрудников Эрмитажа. Казалось бы, не так много, казалось бы — это местная радость. Но, как удачно заметил кто-то из участников собрания, «все, что происходит в Эрмитаже, касается всех жителей Земли, потому, что все жители Земли — потенциальные посетители Эрмитажа», сообщает ИА «Росбалт».

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить