Режиссер "Русского ковчега" потерял зрение

Вчера в Третьяковской галерее был показан фильм «Русский ковчег» Александра Сокурова. Сам режиссер на «Третьяковских встречах» присутствовать не смог. Дело в том, что знаменитый российский режиссер слепнет. Он перенес несколько операций, и теперь врачи запрещают ему снимать повязку с глаз.

В преддверии 150-летия главная галерея страны, следуя заветам отца-основателя Павла Третьякова, решила объединить в своих стенах различные виды искусства. Поэтому теперь здесь не только выставляются картины и скульптуры, но и звучат симфонические оркестры и даже демонстрируется кино. Кстати, специально для демонстрации кинофильмов несколько лет назад галерея обзавелась собственным кинозалом. Презентация в Третьяковке последнего фильма Александра Сокурова «Русский ковчег» вписалась во «Встречи» как нельзя гармонично, ибо на протяжении всей этой ленты на экране «встречаются» различные виды искусств – танцы, музыка, живопись, архитектура и скульптура. «Ковчег» Сокурова стал желанным гостем галереи еще и потому, что речь здесь идет о старом друге Третьяковки – петербургском Эрмитаже.

Свою картину «Русский ковчег» Сокуров снял в начале 2002 года. Шумная российская премьера ленты прошла 27 мая 2003 года, в день 300-летия Санкт-Петербурга. Строго говоря, «фильмом о Питере» «Русский ковчег» стал автоматически только из-за того, что он создавался в антуражах Эрмитажа. Уникальность «Русского ковчега» -–в необычном художественном решении. По словам продюсеров, это чуть ли не единственный в мире фильм, снятый без единой остановки камеры и без монтажа, то есть в режиме реального времени. Проще говоря, Сокуров взял немецкого оператора, привязал к нему камеру «Стадикам» (ту, которая крепится на теле человека, а не на штативе) и расчертил на полу Эрмитажа маршрут, по которому этот оператор прошелся. В результате такого сложного постановочного эксперимента весь полуторачасовой фильм получился без единой склейки – одним планом.

В фильме бег оператора по музею начинается в XVIII веке. С черного хода в Эрмитаж попадают хохочущие разряженные барышни и весело бегут на бал. Тут появляется главный герой, которого прекрасно играет Сергей Дрейден. Прообраз его, очевидно, маркиз де Кюстин. Этот воинствующий русофоб долгое время отрицал хоть какую-нибудь роль России в мировой истории, но потом пожил здесь и влюбился в нашу страну.

Призрак режиссера бродит по Эрмитажу вместе со своим героем. По пути им встречаются исторические персонажи (в тех самых костюмах из Эрмитажа, которые сегодня привезены в Москву) и разыгрывают незамысловатые сценки из жизни. Дальше герой сталкивается с вполне современными людьми – в современной одежде. Через некоторое время начинаешь понимать, что все герои Сокурова – призраки умерших. Среди них есть и погибшие моряки, чуть ли не с «Курска». Единственный живой персонаж на этом карнавале мертвецов – худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, который в финале ленты дирижирует оркестром. В конце картины голос Сокурова из-за кадра спрашивает: стоит ли идти дальше. Герой и его Россия остаются на месте и двигаться вперед явно не собираются.

Помимо демонстрации самого фильма, в Третьяковке сегодня также покажут и документальную ленту One Take Movie поляка Михаила Букоемского – о том, как творил Сокуров. К нынешней «Третьяковской встрече» Эрмитаж привез сюда костюмы, использовавшиеся во время съемок Сокурова.

К сожалению, сам режиссер прибыть на московскую презентацию не сможет. В настоящее время он тяжело болен. Сокуров слепнет. В этом году едва ли не каждый месяц ему делают по операции. Пока врачи запрещают режиссеру открывать глаза.

После Каннского кинофестиваля фильм «Русский ковчег» был закуплен 40 странами и собрал в прокате около восьми миллионов долларов. Многие музеи мира настойчиво приглашали режиссера снять и у них что-то подобное. Но Сокуров отказался от всех предложений. В России картина выходила в ограниченный прокат.

"Новые Известия"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить