Два «Лебединых озера» - от классики до авангарда

Все постановщики «Лебединого озера» П.И.Чайковского берут за основу хореографию Льва Иванова и Мариуса Петипа (Мариинский театр, 1895 год).

Спектакль Лондонского королевского балета, который скоро покажет телеканал «Культура», - не исключение. Классическая хореография дополнена оригинальными сценами и танцевальными номерами, поставленными в разные годы Фредериком Аштоном, Рудольфом Нуреевым и Энтони Доуэллом.

Лондонский спектакль отличается от известных отечественных версий не только хореографией, но и замыслом: «Лебединое озеро» в постановке театра Ковент-Гарден с первых сцен пронизано трагическим мироощущением, предчувствием грозного фатума, рока, неотвратимой жестокой силы судьбы. Именно так – как обреченность героев и неосуществимость любви – трактовали постановщики спектакля партитуру П.И.Чайковского.

В партии Одетты-Одиллии – прославленная балерина Наталья Макарова. В начале карьеры – солистка Кировского (Мариинского) театра Наталья Макарова эмигрировала на Запад вскоре после Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова.

«Лебединое озеро» - мой самый любимый балет, - сказала балерина в интервью ВВС. – Однако мне всегда была ближе Одетта, чем Одиллия. Ведь я – лирико-драматическая балерина. Мне очень нравится версия балета театра Ковент-Гарден, в ней много русского, даже использован мотив хоровода».

Балетные критики единодушно считают Наталью Макарову одной из лучших исполнительниц партии Одетты-Одиллии. В прошлом году, кстати, Макарова осуществила постановку «Лебединого озера» в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. В партии Принца в спектакле Ковент-Гарден – знаменитый английский танцовщик и хореограф Энтони Доуэлл.

«Иллюзии как Лебединое озеро» в постановке Джона Ноймайера (Гамбургский балет) – спектакль-сенсация на грани эпатажа, как, собственно говоря, и все постановки знаменитого хореографа. Ноймайер кардинально меняет сюжет балета: нет ни озера с лебедями, ни заколдованной принцессы-лебедь, ни злого гения Ротбарта – есть их искаженные очертания, которые иногда возникают в болезненном сознании главного героя.

Главный герой спектакля Гамбургского балета – баварский король Людвиг II, чей образ двоится в буквальном смысле слова (у главного героя есть двойник), оттеняя двойственный женский Одетты-Одилии. На такую трактовку спектакля Ноймайера натолкнуло то, что реальный исторический персонаж – безумный король Людвиг II – был страстным поклонником лебедей и лунного света. Три героя потустороннего мира – Ротбарт, Охотник за бабочками и Человек-тень – сливаются у Ноймаера в единый образ дьявола-соблазнителя.

Объясняя свое неожиданное прочтение музыки П.И.Чайковского, Ноймайер пояснил, что он ставил принципиально современный спектакль, а сегодняшнему зрителю гораздо интереснее следить за прихотливой игрой подсознания героя, находящегося на грани безумия, чем за перипетиями старинной легенды о заколдованных девушках. О себе балетмейстер сказал, что, работая над этим спектаклем, ощущал себя психоаналитиком, исследующим темные бездны подсознания, а не сказочником, как другие либреттисты «Лебединого озера».

Как и во многих других спектаклях Ноймаера, в центре хореографического повествования оказывается танцовщик, отодвигая балерину на второй план. Но это отнюдь не означает, что в спектакле мало дуэтных танцев.

Хореографию Ноймаера в целом, и это в полной мере относится к «Иллюзии…», отличает изощренность и изобретательность. Джон Ноймаер – признанный классик современного балета. И как сказал о нем другой прославленный хореограф Морис Бежар, «хореография Ноймаера может вызывать два противоположных чувства: бурный восторг или полное неприятие, единственно, чего она не в состоянии сделать, – оставить зрителя холодным и равнодушным».

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить