Умер поэт, ставший символом русского авангарда

Во вторник в 61-й московской больнице скончался знаменитый поэт, музыкант и художник Алексей Хвостенко. Поэт умер во сне от сердечной недостаточности, при этом госпитализирован Хвостенко был с диагнозом пневмония. Похороны поэта предположительно состоятся в субботу. Как сообщает Би-би-си, Хвостенко, которому 14 ноября исполнилось 64 года, был известен как один из авторов текста песни "Под небом голубым" (другим был Анри Волхонский), которая получила широкую популярность благодаря исполнению Борисом Гребенщиков в фильме "Асса".

Кроме того, Хвостенко сотрудничал с митьковским движением и группой "Аукцыон".

Он выступал с московским композитором и джазовым саксофонистом Анатолием Герасимовым. В конце 60-х годов Хвост активно участвовал в движении самиздата, писал стихи, занимался живописью.

В 1977 году он эмигрировал во Францию.

В 1992 году совместно с группой "Аукцион" Хвостенко записал альбом "Жилец вершин" на слова поэта Велимира Хлебникова, который многие любители музыки и критики назвали шедевром. Вместе с "Аукцыоном" Хвост также записал альбом "Чайник вина", на котором звучит композиция "Орландина".

Вернуться в Россию Алексею Хвостенко удалось лишь в начале этого года — 21 января в Париже он получил российский паспорт и именной указ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным. Для этого Хвостенко пришлось обратиться к Путину с письмом — чиновники отказывали ему в получении российской визы.

В течение этого года 2004 год Хвостенко много раз выступал в России с концертами — с сольными, совместно со старыми друзьями из "АукцЫона", с молодой группой DeGenerators, с которой он познакомился на фестивале Сергея Курехина. Запись их совместного выступления недавно вышла на лейбле Андрея Тропилло под названием "Могила live".

В сентябре в Москве открылась персональная выставка Хвостенко "Вступая в XXI век" и был представлен альбом "Последняя малина" (записанный в Лондоне в 1990 году, а в России выпущенный лишь в этом). Альбом включает перепетые Хвостом блатные песни начала и середины XX века.

"Я прожил во Франции почти 30 лет, у меня здесь масса дел, масса связей, но основная моя аудитория находится в России, поэтому большую часть времени я буду, конечно, проводить на родине", — сказал Хвост после получения права посещать родину. Умер он тоже в России. Это большая утрата для российского авангарда — концерты, творческие вечера, выставки Хвоста в 2004 году показали всем, что он не потерял "драйва", присущего молодости.

Вадим Алексеев, художественный критик:

Хвост вырос из питерских шестидесятых, его другом детства был Бродский. При этом ему удалось не "забронзоветь", остаться нужным и в своем театре, и в поэзии, и в своих песнях. Эти песни, спетые слабым, не попадающим в ноты голосом, предлагали выход людям, несогласным с окружающим их миром — не в социальном плане, конечно: "Жизнь должна быть чистое парение". Весь питерский авангард начался с фразы Хвостенко: "Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок, здесь этикетки для вина — как выстрелы в затылок". Это было написано им, когда он сидел в яме, под Самаркандом, куда его на пятнадцать суток посадили местные менты, за то, что он вместе с другими художниками расписал чайхану. Время все расставит на места, и Хвостенко будет оценен, в первую очередь, как поэт".

По материалам российских СМИ

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить