Али Узденов: сельское хозяйство – это искусство в бизнесе

Али Узденов привел АФК "Система" в ТОП-10 землевладельцев России

Один из крупных сельхозактивов АФК "Система" — агрохолдинг "Степь" — приобрел более 30 тысяч гектаров в Ростовской области и Ставропольском крае. Благодаря этим сделкам, за проведение которых помимо прочего в корпорации отвечает ее топ-менеджер Али Узденов, АФК "Система" смогла пробиться в десятку крупнейших российских землевладельцев.

АО "Агрохолдинг "Степь"", входящее в АФК "Система", 21 апреля 2017 года приобрело ООО "Цимлянское" в Ставропольском крае (23 тысячи гектаров), которое занимается выращиванием зерновых, масличных и технических культур. Ранее "Степь" также получила ООО "Коломийцевское" на восемь тысяч гектаров в Ростовской области.

С учетом последних сделок общий земельный банк АФК "Система" вместе с активами RZ Agro — совместным предприятием с членами семьи Louis Dreyfus — превысил 350 тысяч гектаров, что обеспечило российской корпорации место в ТОП-10 крупнейших землевладельцев страны. Об этих и других успехах компании, а также о дальнейших планах развития сельхозактивов рассказал старший вице-президент и руководитель инвестиционного портфеля АФК Али Узденов в своем недавнем интервью.

— В каких сферах планируются сделки в этом году, в каких регионах?

— На юге России. Мы сконцентрированы на приобретении активов, производящих в основном зерновые культуры, а также сахарную свеклу. При этом смотрим смежные сегменты. Производством сахара пока не занимаемся — там присутствуют достаточно сильные игроки. Мы внимательно изучаем этот бизнес и ни от чего не отказываемся потенциально. Раньше мы и к производству молока скептически относились, а потом увидели высокую маржинальность бизнеса. Главное — правильная команда. Мы в рамках нашего агрокомплекса создаем R&D-центры (центры разработки и внедрения инновационной продукции), куда постараемся привлечь лучших ученых и специалистов.

Раньше у нас в России были сильные аграрные институты, опыт наших ученых был даже востребован за рубежом. Сейчас многие возвращаются к этому, и мы здесь тоже хотим быть одними из первых. Рост валового сбора является неизбежным вследствие внедрения и развития современных агротехнологий. Если раньше производство в России 70 млн тонн — это уже был успех, то через несколько лет планка поднялась выше 100 млн тонн. Я полностью уверен, что те цифры, о которых говорил министр сельского хозяйства Александр Ткачев, — 150 млн тонн и более — это достижимо и создает благоприятные предпосылки для развития в сегменте логистики и агротрейдинга.

— При этом мировые цены на зерно сейчас невысокие, как это влияет на развитие бизнеса?

— Это цикличный процесс. Да, мировые цены уже несколько лет находятся на невысоком уровне, их потенциальное восстановление создаст дополнительную возможность для бизнеса. Население растет, все больше людей хотят питаться полноценно. Востребованность зерновых не будет снижаться, а значит, цены подрастут, я думаю. Во-вторых, в будущем можно говорить о глубокой переработке зерна, извлечении полезных веществ.

— Будете ли вы развивать инфраструктуру по хранению зерна?

— При следовании стратегии у нас будет более 2 млн тонн собственной продукции, которую мы будем экспортировать. Поэтому мы обязательно пойдем в логистику, следующим шагом, возможно, станет собственный трейдинг. У потенциальных инвесторов первый вопрос: а что у вас с логистикой? Есть ли у вас возможности для хранения? Это очень важно: где хранить, сохранять качество, формировать торговые партии. Следующий вопрос: как доставить продукцию до покупателя? В логистику мы зайдем уже в этом году, я думаю, на юге, потому что там сконцентрировано наше производство.

— Сейчас активно продвигают российские вина, не хотите поучаствовать в производстве?

— У нас на юге есть традиционные регионы, которые этим занимаются. Пока мы не планируем входить в такое производство, этим нужно увлекаться, любить. Есть люди, которые научились делать качественное вино. Россия движется поступательно к успеху во всех областях сельского хозяйства, которое стало одним из драйверов роста российской экономики. Какие-то отрасли, может, санкции и подстегнули, но в целом их развитие произошло бы все равно.

— Не хотите заняться производством аминокислот? У нас в России этим особо не занимаются, хотя это направление достаточно перспективное.

— Мы каждый день смотрим различные предложения. Приходят люди, мы это все обсуждаем. Это хорошее поле для нашего R&D-центра, для изучения рынков. Раньше существовал стереотип, что сельское хозяйство — это грязь, мычащие коровы, непролазные дороги. А сельское хозяйство — это вообще искусство в бизнесе. Как вовремя подготовиться, вовремя посеять, качественно все это обработать, правильно убрать, хранить, продать… Это очень интересный бизнес.

— Какой план по производству сельскохозяйственной продукции у компании?

— В этом году без приобретений, которые мы будем делать, мы произведем больше 1 млн тонн, из них 80% будет отправлено на экспорт. Мы обладаем хорошим экспортным потенциалом, потому что у нас вся земля находится в логистической доступности к российским портам. Мы нацелены на страны Персидского залива, страны Средиземноморья, Египет, Турцию, Саудовскую Аравию. Но у нас были поставки и в Танзанию, и в Мозамбик. Я думаю, что наша география поставок будет расширяться. Одно из наших конкурентных преимуществ — это себестоимость производства. Мы можем сейчас успешно конкурировать со многими производителями.

— Насколько планируете увеличить земельный банк?

— Наш акционер поставил задачу, совет директоров поддержал его. Минимум мы должны подойти к 500 тыс. гектаров и параллельно готовиться к IPO. Думаю, что в следующем году мы будем собирать урожай с 500 тыс. гектаров. У нас четкая стратегия по наращиванию земельного банка — берем только землю с хорошим потенциалом.

— Не рассматриваете ли вы Дальний Восток?

— Это перспективный регион. Можно выращивать сою. Мы интересуемся этим направлением, но оно в планах дальше, чем южное направление. Мы очень динамично развиваемся. Возможно, мы рассмотрим и Дальний Восток, но уже после IPO. У России два крыла аграрных, в том числе Дальний Восток ввиду наличия там портовой инфраструктуры и привлекательных рынков сбыта.

— АФК "Система" также планирует вывести на IPO агрохолдинг "Степь". Когда компания будет готова к размещению? Какие площадки сейчас рассматриваются?

— Мы, может быть, в следующем году уже все сделаем. Акционер нам поставил такую задачу, обсуждали это и на правлении. При выборе площадки мы посмотрим, куда больше сможем привлечь инвестора(…)В настоящее время мы владеем диверсифицированным портфелем сельскохозяйственных активов в таких сегментах, как растениеводство, молочное животноводство, производство овощей и десертных яблок. Мы на первом месте по удельному показателю надоя на одну корову, мы лидеры по производству овощей в закрытом грунте. За год нарастили объем производства комбината "Южный" на 25%, начали его модернизацию. Мы также одни из лидеров по производству десертных яблок. В своей стратегии развития мы будем концентрироваться на расширении нашего земельного банка. Сейчас мы сфокусированы на трех регионах: Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. Также работаем в Карачаево-Черкессии, где расположен наш тепличный бизнес.

Обсудить