На британский автопром положили глаз российские олигархи

В скандальном деле с банкротством последнего национального британского автопроизводителя – MG Rover  – наступила драматическая развязка. Корпорация будет продана по кускам. К сегодняшнему дню о своем интересе к «осколкам» гордости Великобритании заявило около 200 компаний по всему миру.

Не остались в стороне и вездесущие русскоязычные олигархи. В частности, возможность покупки некоторых активов MG Rover, рассматривает Олег Дерипаска, контролирующий холдинг «Базэл», о чем сообщают британские СМИ.

А прыткий не по годам 24-летний российский бизнесмен Николай Смоленский  (сын в прошлом известного российского банкира Александра Смоленского, бывшего главы обанкротившегося СБС-Агро ) уже ведет переговоры с руководством MG Rover, сообщает «Эхо Москвы». Это также подтверждает газета Independent.

Напомним, месяц назад последний национальный британский автопроизводитель MG Rover стал банкротом. В начале апреля в его цехах были остановлены конвейеры, 6000 рабочих предприятий компании готовятся к массовым увольнениям, а еще 15000 рабочих могут потерять свои места на предприятиях-смежниках. Старейший английский автомобильный концерн добил провал переговоров с китайским концерном Shanghai Automotive Industry Corp (SAIC) о сотрудничестве. Этот провал сорвал не только инвестиции в размере $750 миллионов, но и выдачу правительственного займе в размере 100 миллионов фунтов стерлингов.

Впрочем, британскому автопрому не привыкать к подобного рода несчастьям – все некогда британские автопроизводители один за одним попали под контроль зарубежных компаний.

Например, тот же Николай Смоленский недавно стал единоличным владельцем английского завода TVR, выпускающего спортивные автомобили. По оценке «Daily mail», Смоленский заплатил за завод от 10 до 25 млн. фунтов стерлингов. TVR является изготовителем эксклюзивных спортивных автомобилей. Компания была основана в 1947 году в городе Блэкпул британцем Тревором Уилкинсоном и названа по трем согласным буквам его имени.

Как заявлял новоиспеченный автомобильный магнат, он планирует расширение марки, которая сейчас базируется в графстве Ланкашир. Приобрел марку он непосредственно у владельца Питера Уиллера (Peter Wheeler), который останется в компании в качестве главного консультанта. В планах нового владельца – значительные инвестиции в технологии и вывод TVR на международный рынок.

Справка

Напомним, Николай Смоленский получил образование в Австрии и Великобритании, а живет в популярном среди русских районе Лондона Хайгейт на севере британской столицы.

Столь стремительный взлет Смоленскому-младшему обеспечил его отец Александр Смоленский. Середине 1990-х годов он создал Столичный банк сбережений (СБС), а затем купил государственный Агропромбанк и создал крупнейшую в России филиальную банковскую сеть с более чем миллионом частных вкладчиков (СБС-Агро). После кризиса в августе 1998 года СБС-Агро стал фактически неплатежеспособным и был передан в управление АРКО. Однако реанимировать банк не удалось, и в 2003 году он был ликвидирован. Долги частным вкладчикам были частично погашены. Юридическим лицам, большинство из которых были иностранные клиенты, банк остался должен около 1,2 млрд долларов, которые, по имеющейся информации, фактически не были возвращены.

В 2003 году Смоленский создает новую филиальную сеть – «Первое общество взаимного кредита» (Первое О.В.К.), председателем правления которой стал впоследствии его сын Николай (он сменил на этом посту племянника Смоленского-старшего Алексея Григорьева). Часть филиалов новой фингруппы разместилось в помещениях бывших отделений СБС-Агро. В 2004 году банковский бизнес был продан группе «Интеррос». В октябре 2004 года банк О.В.К. был поглощен «Росбанком».

У Олега Дерипаски интерес к зарубежному автопрому очевидный. В холдинг «Базэл», который контролирует Дерипаска, входит группа компаний «Руспромавто», которая включает в себя 15 промышленных предприятий, среди которых: «ГАЗ», «Павловский Автобус», «АЗ Урал», «Автодизель» (ЯМЗ), «Ликинский Автобус», «Тверской экскаваторный завод», Ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры.

Также рассматриваются планы по созданию совместного предприятия (СП) по производству автокомпонентов с венгерской Raba Jarmulpari Holding.

«Руспромавто» стал внушительным холдингом с численностью персонала: 150 000 человек и годовым объемом продаж $ 2.2 млрд (данные на 2003 год). Возможно, среди многообразия выпускаемой продукции (в котором присутствует техника даже для военных нужд) Дерипаске не хватает подразделения по выпуску элитных автомобилей.

Отдел экономики

Обсудить