Правительство решило добить подержанные иномарки

Обычные дальневосточники в скором времени рискуют остаться лишь с теми автомобилями, которые есть сейчас. Правительство, которому уже нечего терять, поскольку через полгода, если верить президентскому посланию, все равно распустят, окончательно ополчилось на подержанные импортные автомобили. Особенно японские.

Вслед за машинами старше 7 лет пошлины поднимут на иномарки возрастом от 3 до 7 лет. Документы уже прошли все стадии утверждения и ждут лишь "визы" председателя правительства Михаила Касьянова, утверждают московские источники. Для покупателей это будет означать, что цены на самые популярные импортные автомобили возрастут в 1,3-1,6 раза.

Новая забава лоббистов отечественного автопрома состоит в том, чтобы уравнять ставки ввозных пошлин для физических и юридических лиц на легковые импортные автомобили в возрасте от 3 до 7 лет. Именно этого добивается комиссия российского правительства по защитным мерам во внешней торговле.

- Речь не идет о повышении пошлин, речь идет о выравнивании условий приобретения подержанных иномарок юридическими и физическими лицами, — лукаво заявил недавно премьер Михаил Касьянов. Может быть, для тех, кто имеет дело с автобизнесом на западе нашей страны, это и так. Хотя всем понятно, что ставки под шумок все равно поднимут. А вот для дальневосточных авточелноков и, естественно, покупателей это обернется катастрофой.

Не секрет, что большинство машин секонд-хенд (побывавших в иностранном употреблении) сегодня на нашем рынке привозится и оформляется на частных лиц, а затем продается кому угодно. С одной стороны, это традиционно: край морской, с другой — это вполне законно, потому что нет сегодня никаких законодательных ограничений частного ввоза.

Причем в отличие от сложившейся в Москве и Петербурге ситуации, когда за счет более высоких цен на подержанные автомашины в Германии и Финляндии ввозить оттуда автомобиль на частное лицо и оформлять по упрощенной схеме дешевле, чем на юридическое лицо с оформлением полноценной таможенной декларации, у нас все обстоит по-другому.

По мнению Елены Красавиной, начальника отдела организации таможенного оформления и контроля в неторговом обороте Дальневосточного таможенного управления, у нас сложилась совсем иная, чем на западе, ситуация с платежами. Сегодня физическое лицо, оформляющее на себя в таможне несколько автомобилей, платит за первую машину по единой ставке — 0, 85 или 1,4 евро за куб. двигателя.

Это даже больше, чем лицо юридическое, оформляющее машину с применением совокупного таможенного платежа (пошлина в процентах от таможенной стоимости, акциз, НДС и так далее). На первой машине, таким образом, побывавшему в Японии моряку или частнику приходится "переплачивать" от 100 до 500 долларов. Последующие машины физических и юридических лиц рассчитывают уже по одной и той же схеме — с применением совокупного таможенного платежа. Получаются примерно одинаковые затраты.

Объективно выходит, что дальневосточные таможенники уже давно сделали то, что собирается навязать правительство, сейчас сделать то, что предлагает Минфин и правительство, — уравнять в правах, как говорят налоговики, "физиков" и "юриков". Так из-за чего же сыр-бор?

Все дело в дальневосточной специфике. Купить машину одного и того же класса в Японии и Германии — две большие разницы. Доставка автомобиля в Россию тоже обходится нам дешевле. Иная ситуация на западных наших границах. Там действительно значительно выгоднее упрощенно оформлять машины на частных лиц. Разница в пользу челноков порой составляет несколько тысяч долларов.

Вот эти причины, приводящие к существенной разнице в суммах таможенных платежей для западного челнока и дальневосточного, и не нравятся разработчикам новой "концепции". Кажется им, что слишком кучеряво дальневосточникам живется. Поэтому под лозунгом уравнять в правах частных лиц и юридических московские лоббисты хотят не просто тупо поднять ставки, но еще и подтянуть дальневосточные пошлины к западным. Тогда, по их мнению, справедливость восстановится, и мы станем покупать российские автомобили.

Есть еще один аргумент. Дескать, автоторговцы не платят в отличие от фирм налоги с продаж машин. А самые высокие в мире пошлины на подержанные иномарки, составляющие практически одну, а то и две стоимости товара, — это ли не налог? К тому же покажите хоть одну московскую автофирму, которая реально показывает прибыль. Не нравится вам, что челноки используют какие-то лазейки в налоговом законодательстве, — так разбирайтесь с каждым отдельно. Зачем всех ставить в стойло?

О том, что накат пошел серьезный, говорит хотя бы тот факт, что в Приморскую прокуратуру поступили подозрительные запросы из Госдумы по поводу того, почему, дескать, такие дешевые машины из Японии таскаете? Едет к нам и московская комиссия из таможенного комитета. Их, безусловно, тоже будут интересовать те же вопросы.

При желании незнакомым с нашей сложившейся практикой специалистам из центра всегда можно объективно объяснить разницу, показав японские каталоги, предъявив японские техпаспорта и платежные документы с реальными ценами. Но это — если захотят слушать. И если наши чиновники рискнут это сделать.

А пока все идет к тому, что одним решением всех причешут под одну гребенку. И всем будет плохо. И таможне, и автобизнесу. Но за них еще не так обидно — выкрутятся. Поднимется шкала взяток, придумают новые махинации с провозом и оформлением машин — в общем, все то, что мы уже наблюдали раньше. Больнее всех возня с иномарками ударит ценой по обычному среднему дальневосточнику, который пока еще имеет возможность ездить на простых японских машинах.

О том, что ничего хорошего ждать не приходится, говорит и вот такой факт. Введенные запретительные пошлины в прошлом октябре на иномарки старше 7 лет были временными. На 9 месяцев. В июне этот эксперимент должен закончиться. И по идее уже сейчас правительство через таможенный комитет должно сказать: либо эксперимент себя не оправдал и его надо отменять, либо на этом останавливаемся и, не меняя правил, работаем.

Молчат. Значит, как это уже заведено, в июне просто задним числом продлят запрет. А осенью, когда надо будет думать, чем наполнить бюджет, поднимут и без того высокие пошлины на машины от 3 до 7 лет. Логика пока что всей этой протекционистской возни такова.

Что нам сегодня делать? Наконец-то бороться. И с фарами включенными тоже ездить. И в суды иски подавать. Хотя сподручнее это делать нашим госдумовским депутатам и представителям в Законодательном собрании. Они еще могут повлиять на правительство и защитить своих избирателей, автобизнес, дающий многим здесь работу. Но пока что энергию эти люди тратят на что угодно, только не на отстаивание права дальневосточников, оторванных и без того от нормальной жизни, ездить на относительно доступных иномарках.

Еще непонятно, почему в преддверии думских и президентских выборов молчат политические партии. То, что происходит сейчас, обычных автомобилистов, тех, кто не может себе позволить за большие деньги купить престижную иномарку, а на "Жигули" уже никогда не сядет, никак не устраивает.

Виктор Сердюк, "Владивосток"